Если историки будущего когда-нибудь попытаются изучить взаимосвязь российской архитектуры 60-80 годов и уровня преступности нынешнего столетия, их несомненно будут ждать любопытные открытия. Одно из них подтвердит, что большинство преступников, пополнивших ряды уличных банд, родились и выросли в уродливых интерьерах «хрущевских» пятиэтажек.
Грязно-серый
бетон, заплеванные лестничные пролеты и разбитые стекла в подъезде. Эта
неприглядная «поэтика» - самое яркое воспоминание из юности Николая Руф.
Тогда он четко уяснил, что деньги – это «сила».
Учебу в школе парень забросил, когда остался на второй год в девятом классе. Глядя на своих родителей, которые работали на одном из заводов города, Николай прекрасно понимал, что если ничего не исправить, то же будущее ждет и его.
- «Легкими» деньгами пахнет только там, где дело так или иначе связано с криминалом, - говорили его сверстники.
Встать на этот путь готовы были немногие из них. Как и Николай, они «благополучно» проводили время в подъезде под бренчание гитары и дым сигарет. Иногда дрались и грабили огороды сердобольных бабулек. Но в результате закончили ПТУ, получили профессию и ушли работать на «завод»…
Николай так жить не хотел. Его не пугало, что рано или поздно придет час расплаты, когда за содеянное придется отправляться в места лишения свободы. Он с упоением смотрел зарубежные фильмы про бандитские группировки, мечтал о красивой жизни, в которой непременно должна быть импортная машина, и плевать хотел на все уговоры родителей.
Впервые Руф был осужден за совершенный грабеж. Суд приговорил его к одному году лишения свободы с условно-испытательным сроком на один год. Но на «воле» Николай оставался недолго. Спустя несколько месяцев после случившегося, новь попался на краже. На этот раз мера наказания была связана с реальным лишением свободы.
Однако встать на «путь исправления» это тоже не помогло. Освободившись, мужчина по-прежнему предпочитал «легкий» способ добывания денег. Теперь ему уже не о чем было разговаривать со старыми друзьями. У них была своя размеренная жизнь, в которой большую часть времени занимали работа и дети.
Общий язык Николай нашел с одним из несовершеннолетних по прозвищу Шпак. Парень проживал в соседнем доме и общению со старшим товарищем был только рад.
- Никогда ничего и никого не бойся, - учил его Раф, - кто боится, того бьют. Смотри вперед и не думай, что будет завтра…
Шпак старался так и делать. В один из летних вечеров он стоял около подъезда и разговаривал со знакомой девушкой, когда Николай предложил пойти с ним.
Из показаний подсудимого Александра Шпаклевкина (Шпак)
«Было около 12 часов ночи. Мимо нас прошли две девушки, а следом за ними из-за угла дома вывернул Коля Руф. Он сказал, что собирается отобрать у них сумки и предложил мне сделать это вместе с ним, обещая, что награбленное мы поделим пополам. Я сразу согласился…»
Во время следствия по делу стало известно, что девушки возвращались из кафе. Жертвами грабителей они оказались, как только стали проходить мимо гаражей, где напрочь отсутствовало освещение и не было возможности позвать какого-то на помощь.
Одна из пострадавших сразу отдала свою сумку, но ее подруга попыталась оказать сопротивление.
Из показаний потерпевшей:
«Когда меня сбили с ног, и я лежала на земле, увидела двоих парней. Один из них пытался отобрать у меня сумку, но я вцепилась за ручки и не отпускала. Тогда ему на помощь пришел другой парень. Вдвоем они стали бить меня ногами по лицу и голове. Я кричала и звала на помощь. Позже мне стало известно, что, отдав свою сумку, моя подруга выбежала на дорогу и обратилась за помощью к работникам милиции».
Несовершеннолетнего грабителя сотрудники ГРОВД задержали практически на месте преступления. Его старшему товарищу удалось убежать. Но на следующий день он тоже был доставлен в правоохранительные органы. Кроме мобильного телефона, ста рублей и фотоаппарата в похищенных сумках ничего ценного не оказалось. Причем, фотоаппарат Николай Руф успел подарить сестре на день рождения. Подарок пришлось вернуть…
Суд приговорил Николая Руф к пяти с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. Его младшего товарища Шпака направили в воспитательную колонию. Согласно приговору суда он проведет там три с половиной года.
Анна Нурадилова
Имена и фамилии изменены. Материалы дела представлены помощником
прокурора г. Белогорска Еленой Агафоновой