ТВС-анонс № 30 (25 июля) 2007 г. 


Без вины и без зарплаты 

 

ситуация

 

Муниципальные предприятия - в ежедневной борьбе за выживание. Стоит признать, что при действующем законодательстве и существующей системе налоговых выплат сделать это, по меньшей мере, непросто. Вдвойне сложнее тем, кто искренне рассчитывает на содействие чиновников, но в результате получает одни обещания. На собственном опыте в этом убедились работники МУП «Транспортные услуги», что в Белогорском районе. Они говорят, что в сложившийся ситуации профессиональные навыки и многолетний опыт работы уже бессильны.

Как выжить небольшому предприятию? Почему в арбитражных судах все чаще рассматриваются дела о банкротстве? Так складываются обстоятельства, или кто-то умело на этом зарабатывает? Вопросы, ответы на которые коллектив МУП «Транспортные услуги» тщетно ищет на протяжении четырех прошедших лет.

Со дня образования руководит предприятием Вячеслав Григоровский. Более 40 лет рабочего стажа он отдал сельскому хозяйству Белогорского района. Несмотря на ампутацию ноги и диагноз «сахарный диабет» об окончании трудовой деятельности даже не думал. Про таких, как он, говорят «человек старой закалки».

Рассказывая об истории предприятия, руководитель вспоминает, что еще три-четыре года назад дела шли неплохо. С самого начала МУП «Транспортные услуги» находилось на самоокупаемости.

- Не шиковали мы, конечно, но и не бедствовали, - говорит Вячеслав Григоровский. - Предприятие ведь муниципальное, так что, мы полностью были подотчетны администрации района. Что скажет глава, то и делали.

Именно поэтому и возникли проблемы, считают рабочие МУП «Транспортные услуги». В 2002 году по распоряжению главы района Александра Воронкова они занимались перевозкой угля для Никольской птицефабрики. Ситуация была сложной, без отопления в середине зимы могли остаться несколько жилых домов, находящихся в ведении птицефабрики. По словам Вячеслава Григоровского, договор на выполнение работ составлять не стали, ведь глава пообещал, что все будет оплачено.

- Но прошел год, - вспоминают бухгалтеры предприятия, - потом еще один. Бесконечная переписка и хождение по кабинетам администрации района результатов не дали. Александр Воронков все обещал и обещал, просил подождать, но денег по-прежнему не было. А по прошествии трех лет специалисты администрации ответили, что срок исковой давности истек. Задолженность за выполненную нашим предприятием работу в сумме ста тысяч рублей осталась неоплаченной.

Однако зимой 2004 года ситуация повторилась. Только на этот раз, согласно распоряжению главы района, транспортные услуги по перевозке угля были оказаны МУП «Васильевское». Когда работы были выполнены, Вячеслав Григоровский узнал, что это предприятие находится на грани банкротства, а значит, на оплату выполненной работы рассчитывать не приходилось. Решение арбитражного суда о признании МУП «Васильевское» несостоятельным только подтвердило его опасения.

- И опять бесконечная переписка и хождение по кабинетам, - рассказывают бухгалтеры обманутого предприятия, - Вот только ответ из администрации района приходил другой: «Ответственности по долгам МУП «Васильевское» мы не несем». А сумма задолженности оказалась в пять раз выше, чем в 2002 году. Она составляла более 500 тысяч рублей. Мы и в райсовет за помощью обращались, акты сверок представляли, согласовали их с комитетом по экономике, но поддержки не получили…

Комментируя ситуацию, глава района Александр Воронков от своих обещаний и сейчас не отказывается.

- Знаю, что с долгами нужно рассчитываться, - говорит он. - Сегодня все мы всем должны. Но у меня до сих пор нет акта сверок выполненных работ. Мы ведь тогда хотели выплатить, но начался новый финансовый год. Если я сейчас отдам деньги, прокурор меня накажет… Я уже говорил руководителю этого предприятия, как нужно поступить. Пусть в суд подают…

В свою очередь, работники МУП «Транспортные услуги» с сожалением отмечают, что выбивание денег за выполненную работу через суды стало практически нормой.

- Знаете, мне очень стыдно, - сетует Вячеслав Григоровский, - меня так не учили. Раньше не было никаких договоров, но каждый знал: дал слово - держи. Чтобы выполнить работы, за которые до сих пор с нами не рассчитались, мы были вынуждены брать горючее в долг. Я ведь верил и людям говорил, потерпите немножко, рассчитаемся… Вот и дотерпелись. Теперь придется обращаться к новому губернатору области. А что делать?..

Три года назад в коллективе работало почти сорок человек, теперь из их числа осталось чуть более двадцати. Рискуя пополнить биржу труда, они продолжают надеяться, что сумеют выстоять. Вот только все чаще рассуждают о том, что стоимость понесенных убытков можно измерить деньгами, но как определить цену слова? И где найти того, кто ответит на этот вопрос?

Анна Нурадилова

Наверх / Назад