ТВС-анонс № 34 (22 августа) 2007 г. 


Квартирный вопрос

 

забота о людях

 

Сколько точно в Белогорске одиноких пожилых людей, наверное, не скажет никто. Для многих из них попасть в дом-интернат для престарелых и инвалидов - почти несбыточная мечта. В очереди на получение «заветного» места в этом учреждении иногда стоят годами. А некоторые, не дожидаясь, умирают. Но как выяснила корреспондент «ТВС-анонса» Анастасия Корнейчук, выход находится, если у престарелого человека есть квартира и нет родственников.

Спустя много лет эта история напомнила гоголевские «Мертвые души», точнее, конкретного персонажа - Манилова - бесплодного мечтателя, живущего в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом присваивать чужое добро.

Мария Дмитриевна Манив и подумать не могла, что на 71 году жизни встанет перед выбором: подарить квартиру и жить спокойно или умереть в одиночестве.

Мать Марии Дмитриевны умерла рано, а немного погодя и отец оставил этот свет. Близких родственников у женщины тоже нет. Молодой девушкой она приехала с Украины на Дальний Восток, в Амурскую область. Здесь и познакомилась с молодым человеком. Но до официальных отношений дело так и не дошло. Что-то не заладилось, так и осталась жить одна на старости лет - без родителей, мужа, и детей.

В селе Никольское, где Мария обосновалась окончательно, она имеет хоть однокомнатную, зато благоустроенную квартиру. А потому наступившая старость казалась не в тягость. Однако с возрастом пришли болезни.… Помогать по «хозяйству» одинокой Марии стала ее близкая знакомая односельчанка Нина Комарова. Это она и за продуктами ходила, и полы мыла, и за лекарствами в город ездила.

Состояние здоровья Марии Дмитриевны с годами ухудшалось. Появился сахарный диабет со всеми вытекающими из этой болезни последствиями. Нина Комарова занялась оформлением для нее инвалидности. В итоге - вторая, нерабочая группа.

Вслед за этим встал вопрос о приватизации квартиры. И тут Нина Комарова не оставила одинокую Марию Дмитриевну - помогла собрать все необходимые документы.

- Нина, ты единственный мне близкий человек на этом свете, - говорила благодарная «опекаемая», - не оставляешь одну в трудную минуту, а потому я хочу сделать тебе в «отместку» подарок! Пусть после моей смерти квартира достанется тебе…

И написала завещание. Почти пять лет Нина Комарова ухаживала за абсолютно чужим человеком. Свое здоровье тоже оставляло желать лучшего: больные ноги, сорванная спина... В итоге, присматривать за больной женщиной пятидесятитрехлетней Нине Петровне стало в тягость.

Но беда, как известно, не приходит одна. В мае этого года у Марии Манив случился инсульт. На лечение ее направили в узловую больницу, которая расположена в селе Томичи Белогорского района. Назначенное лечение провели, однако этого оказалось недостаточно. Женщине требовался особый уход - она стала «лежачей» больной.

- Отправить ее домой одну без должного ухода никак нельзя, - говорит исполняющий обязанности главного врача узловой больницы в с. Томичи Василий Кремнев. - Но и в больнице мы ее держать больше не можем. Социальных коек у нас не предусмотрено. Мы и так нарушаем правила: держим эту больную уже третий месяц, а районные власти «палец о палец» не ударят, чтобы «разрулить» сложившуюся ситуацию…

- Я не могу больше так, - плачет от безысходности Мария Дмитриевна, - третий месяц лежу, не вставая, и никому не нужна! Не мучайте меня, отвезите в дом престарелых! Сама дома я не смогу, да и Нину жалко, вижу, что трудно ей со мной, не справляется…

Тогда Мария Манив еще не знала, что попасть в дом-интернат для престарелых и инвалидов нелегко. Как оказалось, для этого одного желания недостаточно.

Дом-интернат может принять всего 596 человек, а желающих гораздо больше. А потому туда образовалась долговременная «живая» очередь, в которой Мария Манив стоит 182-й по счету.

Понимая всю сложность ситуации, работники районной соцзащиты разводят руками:

- Помочь этой женщине очень сложно, - поясняют они. - Ведь закрепить за лежачим больным соцработника практически невозможно. Выход один - ей самой нанять себе сиделку.
Впрочем, советы не сдвинули дело с «мертвой точки». По сей день Мария Дмитриевна находится в Томичевской больнице.

Разрешить проблему взялся заместитель главы администрации Никольского сельсовета Алексей Лапин. В недавнем прошлом он сам работал в Белогорском доме-интернате. А потому уверенно обратился к его директору - Григорию Добряку с просьбой помочь устроить «ненужную» больную в это учреждение. Но сразу положительного ответа от него так и не получил. По словам Алексея Лапина, Григорий Добряк ответил, что свободных мест нет, к тому же путевки в дом-интернат выдает областной департамент соцзащиты. И право первоочередности имеют ветераны ВОВ и труда. Единственным исключением может стать «ходатайство» руководства департамента по «совсем безнадежным».

Однако выход из положения бывшие коллеги все же нашли. Альтернативой стала квартира одинокой женщины. На том и порешили.

В минувший вторник сообщить радостную новость Алексей Лапин приехал в больницу не один, а сразу с нотариусом:

«Ну что, Мария Дмитриевна, дождались?! Вот, скоро Вы будете жить «по-новому», только от вас нужна ма-а - ленькая формальность: разрешите заниматься куплей-продажей вашей квартиры нашему человеку, вы ведь не в состоянии. И как только квартира перейдет в дар дому престарелых, вы незамедлительно окажетесь там сами».

Этот разговор с Алексеем Лапиным Мария Манив пересказывает дословно.

- Как же в дар? - расплакалась я тогда. - Завещание ведь на Нину уже оформила... Но Лапин на это ответил, что иначе не получится. Не подарю квартиру, буду ждать своей очереди как минимум лет пять, шесть. При этом он замолчал ненадолго, а потом сказал, что многие, нуждающиеся в опеке пенсионеры, не дожидаясь очереди, умирают. И добавил, что как ни печально, решение директора дома-интерната останется неизменным.

- Ну, что теперь поделаешь, - успокаивает Нина Комарова свою, теперь уже бывшую «опекаемую». - Черт с ней, этой квартирой, не нужна она мне. Только бы Вас устроили, мне бы на душе спокойнее было. Обидно только, что эти «маниловы» на чужом несчастье наживаются, и ни какой управы на них нет.

В свою очередь, директор дома-интерната для престарелых и инвалидов Григорий Добряк версию «вымогательства» квартиры у 71-летней пенсионерки полностью отрицает. Он говорит, что недвижимость дому-интернату собираются подарить впервые.

Сейчас оформление документов на дарение идет полным ходом. Подтвердил эти слова и Григорий Добряк. Он пояснил, что жилье оформят в дар на дом-интернат и впоследствии в нем могут проживать работники учреждения.

Между тем, в народе разговоры о существующих гоголевских «мертвых душах» и «маниловщине» по отношению к опекаемым старикам ходят уже давно…

- Знаем, но молчим, - говорят пожелавшие остаться неназванными работники дома-интерната. - Ведь все сделано так, что «комар и носа не подточит», поэтому заявлять в прокуратуру смысла нет. А работу потерять сегодня - сродни концу света.

- Нину Комарову я как человека понимаю, но другого выхода из ситуации не вижу, - не скрывая, говорит Алексей Лапин. - Квартира нужнее дому-интернату, ведь она пойдет на благое дело.

Что в понятии сельского чиновника «благое дело», понять все же трудно. Ведь тот же Григорий Добряк утверждает, что если в ситуацию вмешиваются сильные мира сего, то место в доме престарелых всегда находится.

Вот только попросить за Марию Дмитриевну некому...

Анастасия Корнейчук

Наверх / Назад