ТВС-анонс № 37 (12 сентября) 2007 г. 


Что едят белогорцы...

 

права потребителей

 

С 1 сентября в России введена обязательная маркировка пищевых продуктов, содержащих более 0,9 процентов генетически модифицированных добавок. Теперь производители обязаны указывать на упаковке не только состав, но и добавки, произведенные с помощью трансгенных технологий. Между тем, пока неизвестно, как такой продукт может в будущем повлиять на здоровье человека.

Сельхозпродукты, выращенные с помощью трансгенных технологий, устойчивые к болезням и вредителям, в мире используют достаточно давно.

- По данным института питания, продукты, полученные с применением генно-модифицированных источников, на территории России, прошли полный цикл всех необходимых исследований и разрешены для использования, - пояснила и. о. начальника территориального межрайонного отдела управления Роспотребнадзора Марина Лада. - Их 14 видов: три сорта сои, шесть - кукурузы, три сорта картофеля, сахарная свекла и рис. Российским и западным производителям разрешено производить продукты с добавлением генно-модифицированных добавок. К примеру, в мясные продукты добавляется соевый белок, а соя была получена с применением генной инженерии.

По словам сотрудников Роспортребнадзора, подлежат исследованию на ГМ-компоненты хлеб и хлебобулочные изделия, мучные кондитерские изделия, колбасные, мясные полуфабрикаты, детское питание, мясные и рыбные консервы, кондитерские изделия, молочная продукция и пищевые добавки.

Кстати, подобное правило было введено еще в 2002 году. Но требование касалось продуктов, где содержалось более 5 процентов генно-модифицированных компонентов.

Теперь для пищевых продуктов, полученных с применением ГМО, там, где расписан состав, обязательная маркировка по выбору: «Генетически модифицированная продукция», «Продукция, полученная из генно-инжененерно-модифицированных организмов» или «Продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов».

Как выяснилось, на продукции белогорских производителей такой маркировки нет.

- Белогорские производители используют только натуральное сырье, - пояснила Марина Лада. - Несмотря на то, что использовать добавки было бы дешевле.

Как правило, и сами производители утверждают, что при изготовлении продукции используют только натуральное сырье.

- На наших продуктах нет маркировки, потому что мы не используем генно-модифицированное сырье, - рассказала старший технолог Серышевского колбасного цеха торгово-производственной компании «МиС» Любовь Павлова. - Я думаю, что многие производители уже давно ушли от использования таких добавок и делают упор на качество. К примеру, обращали внимание, когда на упаковке написано «Специи идентичные натуральным». У нас такого нет. Красители, которые мы используем для колбасного производства, тоже только натуральные - на основе свеклы и морских водорослей. Люди лучше стали разбираться в продукции. Сегодня ведь многие заботятся о своем здоровье. Минздрав разрешает такие добавки, но ведь понятно, что натуральная пища полезнее. Что касается добавления специй, то мы даже специи добавляем натуральные.

Сегодня из всех белогорских производителей самая крупная - торгово-производственная компания «МиС». Кроме популярных тортов, колбасный цех «Серышевский» изготавливают около ста видов мясных продуктов. Но не все белогорцы уверены в том, что продукция этой компании изготовлена только из натурального сырья.

- Я, допустим, продукцию местных производителей не сильно уважаю, - поделилась впечатлениями одна из жительниц Белогорска Лариса Кузьменко. - Из сосисок - только «Пятачок» Владивостокского производства. Потому что я глубоко сомневаюсь, что при изготовлении своих колбас они используют только натуральное сырье.

- Бывает, жаришь колбасу местного производителя, от нее исходит какой-то непонятный запах, - говорит Оксана Гороссул. - Вполне возможно, что это происходит как раз из-за искусственных добавок.

Между тем, Марина Лада пояснила, что белогорские производители все же используют при производстве мясной продукции и соевые добавки.

- Это соевая мука, соевый белок,- пояснила она. – Хотя отличить колбасу, изготовленную с добавлением соевого белка от натуральной ни по цвету, ни по запаху даже специалисту практически невозможно. Что касается колбасного цеха «Серышевский», то пока подобные пробы их продукции на лабораторные исследования мы не отправляли. Он вступил в эксплуатацию только в 2005 году, поэтому согласно 134-му закону в течение двух лет мы не имеем права его проверять. Но в конце этого года будут взяты пробы и с их мясной продукции. Но отмечу, что на стадии производственного контроля сами производители один раз в год обязаны проводить исследования продукции и всех пищевых добавок, которые входят в состав продуктов на генетически-модифицированные источники. Сколько их может быть в ста граммах, зависит от рецептуры продукта.

Марина Лада отметила, что маркировка должна быть, и данное требование касается всех производителей, использующих генно-модифицированные добавки. Это требование касается в том числе и производителей пирожков и беляшей.

- Покупатель, который решил приобрести данный продукт в закусочной может потребовать качественное удостоверение или сертификат соответствия, в котором тоже должна быть маркировка, - пояснила она. - В случае отказа потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор.

Кстати, проверить продукт на содержание трансгенных добавок в Белогорске невозможно. Пробы можно сделать в лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии по Амурской области, которая находится в Благовещенске. Для частного лица такой анализ обойдется в две тысячи рублей.

По словам сотрудников Роспотребнадзора, в случае проверки, если вдруг окажется, что в продукции все же есть геннокомпонеты, а на маркировке нет указателя, производителя ожидают штрафы, размер которых может составлять десятки тысяч рублей. Кроме того, производитель обязан за свой счет изъять продукты из торговой сети и промаркировать их.

Впрочем, употреблять в пищу либо нет продукцию с сомнительным составом, покупатель должен решить сам. Между тем, по словам главного врача горбольницы Андрея Рудя, как мутагенные добавки в будущем отразятся на здоровье потребителя, пока точно неизвестно.

Нина Сапрыкина

Наверх / Назад