ТВС-анонс № 45 (7 ноября) 2007 г.


От государственных реформ страдают люди

 

забастовка

 

Белогорские проводники пригородных поездов стали жертвами аутсорсинга - естественной формы развития компании в процессе реформирования отрасли, предполагающей развитие конкурентной среды на железнодорожном транспорте. ОАО «Российские железные дороги» планирует передать непрофильные виды деятельности для магистрали другим структурам. Но получилось так, что от государственного реформирования пострадали люди.

Во всяком случае, именно так считают 317 железнодорожников, ставших «непрофильными». Теперь их переводят в частные компании, но сначала увольняют с прежнего места. Хотя цель у государства вроде как благая. Ведь главный принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Но в Белогорске все это восприняли с недоверием...

Волна протеста проводников поездов пригородного сообщения докатилась до Читинского руководства. 1 ноября на собрание железнодорожников приехал начальник дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения Андрей Тимофеев. Этой встречи ждали давно. В середине октября более 100 проводников поездов пригородного сообщения были уволены. Всем на руки выдали трудовые книжки с записью «Уволен в связи с сокращением штатов». В ОАО «РЖД» остались лишь те, кто имеет детей до 3 лет, детей-инвалидов и находится в декретном отпуске.

- Я 18 лет работаю проводником. Проводник и машинист всегда были одним целым, а сейчас нас поделили, - с трудом сдерживаясь от возмущения, рассказывает одна из работниц железной дороги.

Уволенным проводникам предложили заключить трудовой договор с частной компанией «ЗТК Экспресс-5». Однако такую перспективу железнодорожники не одобрили. По их словам, в частной компании заработная плата станет ниже почти в два раза. Если сейчас средняя зарплата проводника составляет 12 тысяч рублей, то в «ЗТК» станет 7-8 тысяч. К тому же люди потеряют льготы. Возмущает людей и то, что рабочую форму придется приобретать за свой счет, впрочем, проходить медкомиссию - тоже.

На первом коллективном собрании, которое состоялось в конце октября, руководство «ЗТК» в Белогорске постаралось развеять опасения проводников.

- Наша компания такая же, как и ОАО «РЖД». Перед законом все равны, - объясняли железнодорожникам. - Социальный пакет компания также предоставляет.

Кроме того, проводникам, которые устроятся в компанию «ЗТК», было обещано компенсировать затраты на форму и прохождение медкомиссии.

- Вы поймите, - говорили им, - если сейчас вам купят форму или заплатят за медкомиссию, а вы не захотите у нас работать, тогда что?

Но проводников волновали не только эти вопросы. Всех интересовало, откуда взялась компания «ЗТК», и почему всех их сократили на прежнем месте?

- Нам ничего конкретного не сказали. Получается, они уверены в том, что останется все, как есть, - делится впечатлениями от собрания с руководством Татьяна Новикова.

Стоит отметить, что прежде чем вмешаться в конфликт проводников читинскому руководству, местное руководство предложило уволенным по сокращению железнодорожникам заключить с компанией «ЗТК» гражданско-правовой договор. Он проводников ни к чему не обязывает и в любое время может быть расторгнут. Но с этим предложением согласились единицы.

Подавляющее большинство проводников намерены обратиться с иском на «РЖД» в суд, чтобы уже служители Фемиды определили законность их увольнения. Работники железной дороги уверены, что закон окажется на их стороне и всех их восстановят на прежнем месте работы. К тому же такую уверенность в них вселил начальник сектора обеспечения технического контроля в Москве Михаил Зайцев. С ним проводники разговаривали по телефону.

- Мы готовы к долгим судебным процессам, - говорят они.

Между тем, сегодня в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве уже обратились более 30 проводников. Однако пособие по безработице, а это 3456 рублей (такова величина прожиточного минимума) они начнут получать только с января следующего года.

- Я вообще не понимаю, почему они не хотят идти в другую компанию, - говорит заместитель директора Центра занятости населения Ольга Лада, - ведь мы не сможем их трудоустроить по специальности. Железная дорога у нас одна!

Если проводники не найдут общий язык с руководством, им придется обучаться другим профессиям, не связанным с железной дорогой. Однако даже такой шаг не даст ставшим «непрофильными» проводникам гарантии, что они с легкостью найдут работу. К тому же еще и высокооплачиваемую.

Наталия Самохина

Наверх / Назад