ТВС-анонс № 50 (12 декабря) 2007 г. 


Комбинация в два хода   

 

Медведев гарантировал, что при нем все будет, как при Путине

 

преемник

 

В учебники по политологии эта комбинация может войти под названием «двухходовка Путина». Кому-то подобный способ сохранения власти может показаться незамысловатым и неоригинальным. И доброхоты, и, напротив, недоброжелатели действующего президента многократно и всесторонне обсуждали достоинства и недостатки обратной переквалификации Путина из президентов в премьеры. Но лучший план тот, что позволяет достичь желаемой цели. И простота исполнения в данном случае явно плюс, а не минус.

Форма, в которой преемник Медведев предложил Путину возглавить правительство, что будет сформировано после мартовских выборов (точнее после инаугурации нового президента), больше напоминала клятву верности: «Выражая готовность баллотироваться на должность президента России, обращаюсь к нему (Путину, - ред.) с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны». Медведев объяснил, чем вызвана эта просьба - для сохранения преемственности нынешнего курса и «дееспособности команды, сформированной действующим президентом».

Из чеканных и однозначных медведевских формулировок вытекает прямая связь между его готовностью стать президентом и согласием Путина стать главой его кабинета министров.

Разумеется, всякий отобранный Путиным преемник обещал бы нечто подобное. Просто от штатского юриста Медведева это звучит более правдоподобно, чем из уст, к примеру, пусть и верного, но все же экс-министра обороны Сергея Иванова.

Впрочем, важно не что обещают до, а насколько твердо держатся своих слов после. Получив реальный статус главы правительства, а не мифический - национального лидера или отца нации - Путин сам сможет контролировать соблюдение преемственности своим ставленником.

И, не исключено, что сохранение реальных рычагов контроля и давления (и не только на человека, его доброй волей ставшего президентом, но и на все свое рассредоточенное по группировкам окружение) и обусловило выбор Владимира Путина. Речь идет не столько о Медведеве, сколько о выборе способа сохранения власти. Этот самый простой, самый легитимный метод дает Путину и самые большие и вполне легальные возможности влияния на ситуацию и в стране, и в мире.

Медведев, даже просидев отведенный законом четырехлетний срок, может так и остаться только тенью Путина, его производной.

И президентская печать лишь будет скреплять решения, принятые реальным хозяином страны – премьер-министром. В конце концов, верховного носителя власти определяет вовсе не Конституция. И формально главой советского государства в 30-40-е годы был глава президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин, а не лидер компартии Иосиф Сталин.

Комбинация в два хода – обеспечение президентского кресла подконтрольному человеку и замена поста президента на премьерский, хороша помимо прочего, своей обратимостью. Если все будет идти по плану и без сбоев, Путин может вернуться из Белого дома в Кремль, когда захочет.

Газета.ру

Наверх / Назад