ТВС-анонс № 51 (19 декабря) 2007 г. 


Россия переходит на «Евро-3»   

 

автобизнес

 

С 1 января 2008 года Федеральная таможенная служба прекращает выдачу паспортов транспортного средства (ПТС) на ввозимые или произведенные в стране автомобили, экологическая безопасность которых не соответствует стандарту «Евро-3». Как говорят эксперты, это грозит очередным повышением стоимости иномарок, ведь с 1 января ввезти в Россию «японку» ранее 2005 года выпуска будет запрещено. С чем это связано и кому повезет больше, разбиралась корреспондент «ТВС-анонса» Анна Нурадилова.

В таможенной службе рассказывают, что вводимый стандарт «Евро-3» предусмотрен постановлением Правительства РФ «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Это постановление было принято еще в 2005 году и предусматривает поэтапный переход на повышение экологического класса автомобилей. Согласно ему с 2006 года все ввозимые или произведенные в стране машины должны были соответствовать стандарту «Евро-2». С 1 января 2008 года эти требования будут еще строже, то есть, «Евро-3».

Сведения о соответствии того или иного транспортного средства таможенная служба получает из сертификатов соответствия, «Одобрения типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии транспортного средства предъявляемым требованиям». Все эти данные для таможенной службы формируют в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Нужно заметить, что с этого момента начинается самое интересное, поскольку желающие быстро получить ПТС при «растаможке» автомобиля должны знать идентификационный номер (VIN), марку и год выпуска транспортного средства. Эти сведения должны помочь таможенникам максимально быстро определить, какому экологическому стандарту соответствует тот или иной автомобиль.

Но может получиться и так, что все эти сведения окажутся бесполезными. Просто в накопленной электронной базе таможенной службы необходимых данных по соответствию какому-то экологическому классу не окажется. На этот случай у таможенников и автовладельцев уже давно есть руководство к дальнейшим действиям.

- Если экологический класс автомобиля определить не удалось, паспорт транспортного средства на таможне выдан не будет, - поясняют специалисты. – А значит, машину нельзя будет не только продать, но и поставить на учет в ГИБДД по месту жительства.

Но как говорится, безвыходных ситуаций не бывает. Просто «невезучим» обладателям таких авто придется добиваться получения индивидуальных платных сертификатов. Сделать это можно будет в органах по сертификации, проводящих работу по подтверждению соответствия требованиям специального технического регламента.

Кстати, как выяснилось, на Дальнем Востоке ближайшее учреждение этого рода находится в городе Находка.

- Интересная получается ситуация, - уже возмущаются предприниматели, занимающиеся продажей иномарок. - Выходит, что за наши деньги - любой «каприз»?

Работники таможни, в свою очередь, подобные высказывания никак не комментируют. Но уточняют, что «Таможенное оформление автотранспортных средств осуществляется и будет осуществляться впредь в строгом соответствии с ныне действующим таможенным законодательством»: не соответствует автомобиль «Евро-3», значит, в Россию его путь заказан...

Но продавцы иномарок уже ищут лазейки, как эти требования обойти.

- Когда повысилась госпошлина на ввозимые автомобили «старше» семи лет, в России придумали «конструкторы», - говорят они. – Это когда с машины, к примеру, в Японии, снимают двигатель и ввозят его как бы отдельно, от остального автомобиля. Думаем, что с повышением требований на экологические стандарты конструкторов станет больше.

Свою оценку предстоящим нововведениям дают и эксперты, которые в автомобильном бизнесе не новички. По их словам, если сейчас сертификаты приходится приобретать на 3-4 процента ввозимых машин, то в первое время действия новых правил это придется делать на 10-15 процентов машин.

- Новый порядок вызовет появление очередей в органах сертификации, а следовательно, повышение цен не только на эти услуги, но и на стоимость автомобилей, – говорят они. - Электронную базу типов машин, которой пользуются таможенники, составляли люди, так что, здесь возможны субъективизм, произвол и откровенная спекуляция.

Кстати, повышение стоимости на отечественные автомобили тоже неизбежно. Чтобы соответствовать экологическому стандарту «Евро-2», в конструкцию выпускаемых в 2006 году отечественных машин пришлось вносить существенные изменения. Естественно, все это отразилось на конечной цене автомобилей. Видимо, теперь отечественному автопрому придется претерпеть еще большие изменения.

- Ну, и кому нужны будут непомерно дорогие российские машины? - спрашивают многие автомобилисты и тут же дают ответ: - Наверное, только чиновникам, предлагающим развивать российское автомобилестроение. А «старые» иномарки как возили, так и все равно будут возить. Вот увидите! Только платить на таможне за них придется гораздо больше, чем раньше. Ведь люди везде, и всем деньги нужны!

Как бы там ни было, из официальной таблицы (см. ниже, - ред.), становится ясно, что с 1 января купить японский автомобиль без пробега по России ранее 2005 года выпуска станет практически невозможно...

Страна происхождения транспортного средства            Годы выпуска транспортных средств, включительно:     
не соответствующих требованиям техничес-кого регламента на момент ввоза в РФ (имеющих экологичес-кий класс 1 и ниже)   соответствующих требованиям технического регламента, по экологическим классам  
Евро - 1 Евро - 2 Евро - 3 Евро - 4
Входящая в  Европейский Союз (бензиновые  двигатели) До 1996    1997 - 2000 2001 - 2004 С 2005
Входящая в  Европейский Союз (дизели) До 1996    1997 - 2001 2002 - 2004 С 2005
США               До 1995    1996 - 2000 2001 - 2003 С 2004
Япония            До 1997    1998 - 2004 2005 - 2010 С 2011
Китай             До 2003    2004 - 2007 С 2008 -  
Корея             До 2000    2001 - 2002 2003 - 2005 С 2006

Наверх / Назад