ТВС-анонс № 7 (14 февраля) 2007 г. 


Бардак на колесах

 

забота о людях

 

Правы были те, кто предполагал, что после конкурса по маршрутам 1К, 3К и 21 проблем белогорских пассажироперевозках только прибавится. За прошедшую неделю в полной мере это уже успели ощутить почти все категории льготников, которые вынуждены были пересесть с муниципальных автобусов на частные. Доехать до нужной остановки смогли немногие из них. Кондукторы высаживали «безденежных» пассажиров, не утруждая себя излишними комментариями, а порой и не стесняясь в выражениях.

Напомним, что с 1 февраля льготный проезд в муниципальных автобусах по проигранным ПАТП маршрутам был отменен. Право на перевозку льготников предоставили частным автобусам. Но буквально на второй день после этого у льготников начались проблемы, которые они успели окрестить «бардаком на колесах».

- Мои дети шли сегодня в школу пешком, - возмущалась мать одиннадцати детей Диана Якшина. - Их высадили из автобуса. Просто открыли двери и сказали, что пока они не выйдут, автобус не поедет. А когда дети предъявили льготные проездные билеты, кондуктор сказала: «С какого это перепугу мы должны многодетных возить?!..»

Ведущий специалист отдела городского хозяйства Наталья Кумари комментировать ситуацию корреспонденту «ТВС-анонса» сначала отказалась. А после пояснила, что «льготные перевозки я не контролирую, обращайтесь в соцзащиту». Между тем, кондукторы частных автобусов туманно поясняли, что у них распоряжение начальства возить только ветеранов ВОВ.

Тем временем обстановка на дорогах накалялась. Возмущенные льготники, добиваясь правды, звонили в редакцию, соцзащиту, отдел городского хозяйства и даже в ПАТП. Но ситуация разрешилась лишь после 8 февраля, когда в областном Департаменте транспорта с участием владельцев белогорских частных автобусов и представителей отдела городского хозяйства администрации Белогорска прошло совещание.

Вопрос, который обсудили присутствовавшие, поставил все на свои места. Он касался денежной компенсации частникам за перевозку льготных пассажиров. Теперь оптимисты, знакомые с проблемой пассажироперевозок, говорят, что больше льготников не обидят. Реалисты же предполагают, что ситуация может повториться, как только частникам станет понятно, что положенные денежные компенсации не всегда поступают вовремя.

Кстати, о деньгах и у владельцев маршруток разговор особый. Некоторые из водителей «ГАЗелей» зарплату получают по правилу: сдай определенную сумму - остальное твое. Впрочем, хуже другое. По участкам, где некоторые маршруты пересекаются (к примеру, по улице Ленина), «ГАЗели» ездят по принципу «улыбнитесь, каскадеры». Когда пассажиров мало, правила движения, не говоря уже об осторожности, видимо, не для них. В часы пик другая картина: маршрутное такси набивается, как бочка селедкой. «Лишние люди» стоят в причудливых позах. Держатся буквально за воздух. Да еще радуются, что удалось хоть как-то уехать. Иногда в маршрутке умудряются разместиться семнадцать человек!

- Да куда же вы лезете? - то и дело слышны возгласы сидячих пассажиров.

Но ехать нужно всем. Водители заявляют, что они, мол, только следуют горячим пожеланиям публики, которая не хочет мерзнуть в ожидании автобусов. Но ведь на то она и публика, чтобы быть несознательной. А водители знают, что стоячий пассажир при экстренном торможении или ДТП - это гарантированная травма. Но деньги, как известно, не пахнут. Поэтому, водители маршруток бестрепетной рукой отстегивают штрафы гаишникам. Игра стоит свеч.

«Зри в корень», - говорил Козьма Прутков. Если называть вещи своими именами, то главной причиной нынешнего автобусного и маршрутного беспредела в городе следует признать отсутствие одинаковых для всех «правил игры» на этом, вдруг ставшем прибыльным рынке. Все чаще пассажиры на остановках сравнивают сегодняшнюю ситуацию пассажироперевозок с прошлогодней. Когда по одному маршруту ходило шесть «ГАЗелей», а не четыре, как сейчас. Когда всех льготников возили муниципальные автобусы. Когда без особых проблем можно было уехать и на работу, и обратно.

Все это было до тех пор, пока в пассажироперевозках специалисты администрации не решили навести порядок. И «навели» его: получилось по-черномырдински.

В 2006 году согласно опросу, проведенному исследовательским центром «Мониторинг», лишь 11,7 процентов белогорцев были недовольны деятельностью администрации города по организации работы общественного транспорта. С 1 февраля уже несколько раз приходилось слышать в автобусе: «Да чтоб всем им там икнулось!..»

Анна Нурадилова

Наверх / Назад