ТВС-анонс № 10 (12 марта) 2008 г. 


«Черный список» тубдиспансера

 

интервью

 

В прошлом году диагноз туберкулез поставили еще почти сотне жителей города и района. Теперь в «черном списке» Белогорского тубдиспасера значится полторы тысячи человек, более чем у двухсот из них открытая форма туберкулеза. При этом медики признают, что на самом деле, больных с таким диагнозом гораздо больше. Они ходят по улицам, ездят в общественном транспорте и не спешат обращаться за медицинской помощью. В год туберкулезный больной может заразить от 9 до 25 человек. Как не оказаться в «зоне риска», и на какую помощь могут рассчитывать уже заболевшие, корреспонденту «ТВС-анонса» Анне Нурадиловой рассказал главный врач Белогорского противотуберкулезного диспансера Борис Легостин.

 

Image- Борис Николаевич, читатели в письмах в редакцию рассказывают, что туберкулез в Белогорске распространяется с геометрической прогрессией. Кто может им заболеть?

- Кто угодно. Это раньше считалось, что туберкулез - болезнь «избранных». Еще лет 20-30 назад такой диагноз ставили в основном бывшим заключенным, наркоманам или нищим. Причем тогда на лечении в стационаре противотуберкулезного диспансера не было ни одной женщины. А сейчас, посмотрите, болеют и бедные, и богатые, и женщины, и мужчины. Иногда женщин даже больше оказывается, чем представителей сильного пола. И все сорок коек стационара никогда не пустуют.

- Что является «оружием» для выявления этой болезни?

- Других способов, кроме посещения кабинета флюорографии, к сожалению, пока не придумали. Но ведь не все это правило соблюдают. Многие обращаются за помощью врачей, когда туберкулез уже в «махровой» запущенной форме. Смотришь их снимки и удивляешься, как при этом вообще можно дышать? А когда начинаешь разбираться, нередко выясняется, что человек давно злоупотребляет спиртным. И дома у него вместо мебели одни плинтусы, да горы пустых бутылок. Таких пациентов масса.

- Дети тоже туберкулезом болеют?

- Да. Более того, за прошедшие 30 лет в Белогорске в прошлом году впервые была зарегистрирована детская смертность от этого диагноза. Причем, семью, в которой жил ребенок, нельзя назвать неблагополучной.

Кроме того, в этом году стало известно, что туберкулезом болеет один из воспитанников интерната. Положение, прямо скажем, «аховое». Есть целые семейные династии, которые стоят у нас на учете.

- Где туберкулеза больше: в городе или районе?

- С учетом того, что в Белогорском районе количество населения на четверть меньше, чем в городе, в селах больных больше. А вообще, нужно отметить, что в настоящее время 80 процентов населения инфицированы. То есть, у них есть в организме туберкулезная палочка. Не случайно ведь первая прививка, которую ставят новорожденному человечку - это БЦЖ, которая помогает вырабатывать иммунитет.

- Но ведь предупредить, наверное, легче, чем вылечить. Профилактические работы по предупреждению и лечению проводите?

- Этим занимается общая лечебная сеть городской больницы. А для нас приказом Министерства здравоохранения четко разграничены должностные обязанности. Мы должны лечить. Иногда приходится это делать в принудительной форме. Если бациллярный больной отказывается лечиться, мы вынуждены обращаться в суд.

- Наверное, не у всех есть деньги на лекарства?

- Все противотуберкулезные лекарственные препараты больные получают совершенно бесплатно, независимо от того, какое они проходят лечение - стационарное или амбулаторное.

Но в 88 процентах случаев у человека, кроме туберкулеза, есть еще сопутствующие заболевания. Для их лечения лекарства придется приобретать за свой счет или по рецепту врача горбольницы.

- Многие знают, что сейчас в системе здравоохранения идет большая реорганизация. Вас она не коснулась?

- Мы, к сожалению, тоже живем в период перемен. За последние два с лишним года в третий раз переживаем реорганизацию. Сначала противотуберкулезный диспансер находился в ведении МЛПУ «Белогорская городская больница». Затем, год назад, мы стали областным государственным учреждением здравоохранения, а теперь опять перемены. Все шесть противотуберкулезных диспансеров области собираются объединить.

- То есть в Белогорске будет филиал, который будет находиться в ведении Министерства здравоохранения?

- Еще не ясно, как нас назовут. Главное, опять реорганизация проходит без какой-либо материальной поддержки. И нередко единственной возможностью «залатать» дыры недостаточного финансирования является акция помощи больным туберкулезом «Белая ромашка», которая начнется 24 марта. В прошлом году на благотворительные средства, вырученные от ее проведения, удалось прооперировать 18-летнюю девушку, больную туберкулезом. У нее никого из родных нет.

- Кто инициатор этой акции, и сколько денег удалось собрать в прошлом году?

- Инициаторы, конечно, медики. В области акцию стали проводить примерно лет 10 назад. В Белогорске такой опыт несколько больше. В прошлом году в фонд диспансера поступило около 50 тысяч рублей. И это не только денежные средства, но и помощь в виде медицинской и оргтехники, мебели и даже метелок к проведению субботника. Очень многие белогорцы с достатком ниже прожиточного минимума чуть ли не последние десятки отдавали. А медицинские работники в фонд акции ежегодно перечисляют заработную плату за один рабочий день.

Но в этом году будет сложнее. Банковский счет в связи с реорганизацией закрыт. Думаю, что дополнительно мы сообщим в СМИ, какой выход найдем из ситуации. А отчитаться готовы за каждую копейку.

Кстати, недавно один из специалистов администрации города к нам в гости заходил. Пообещал, что в этом году обязательно примет участие в акции. Может, и его коллеги последуют этому же примеру.

- Борис Николаевич, и еще один вопрос, который волнует жителей близлежащих с тубдиспансером домов. Они говорят, что их топят сточные воды, которые текут из диспасера…

- Я в курсе этого вопроса. Был на учебе, приехал, и мне рассказывают мои подчиненные. Недавно по моему распоряжению завхоз выяснял причину жалоб. Проверил «шамбо», поговорил с жителями. У нас вся система канализации в порядке.

Интересно, что в случае какой-то проблемы люди идут жаловаться в прокуратуру, в Роспотребнадзор, но только не к руководителю учреждения. Ко мне ни один не пришел и не сказал, что его не устраивает. Раз уж представилась такая возможность, обращаюсь к жителям близлежащих домов. Если будут жалобы с конкретным адресом, фамилией, я обещаю, что мы сами придем к этому человеку, выслушаем и обязательно разберемся в ситуации. Неужели вы думаете, не обратим внимания? С жителями мы хотим жить дружно…

Наверх / Назад