ТВС-анонс № 11 (19 марта) 2008 г. 


Как казаки атамана увольняли

 

казачество

 

Спустя два года после самовольной установки в центре города Поклонного креста, белогорские казаки снова оказались в центре скандала. Как и в прошлый раз, его главным фигурантом опять стал Вячелав Сухарев, наказной атаман Союза казаков Дальней России, по совместительству исполняющий обязанности замглавы Белогорска по соцвопросам. Впрочем, от комментариев по поводу происходящего он отказался. О том, что происходит в белогорском казачестве, корреспонденту «ТВС-анонса» Нине Сапрыкиной рассказал недавно отстраненный от должности Войскового атамана Амурского казачьего войска Союза казаков России Василий Горосов.

Справка «ТВС-анонса»: Возрождение казачества в Амурской области началось в 1990 году. Тогда было создано Амурское казачество-землячество. Через год произошел раскол казачества на две структуры «Землячество» и «Амурское казачье войско Союза казаков России».

В 2000 году в Белогорске казаки зарегистрировали Амурскую региональную общественную организацию Амурского казачьего войска общероссийской общественной организации «Союз казаков». Сегодня среди белогорских казаков опять происходит разделение.

Image- Василий Павлович, Вы являлись атаманом Амурского казачьего войска Союза казаков России почти 8 лет. Как Вы пришли в казачество?

- Меня приняли в казаки 5 мая 1994 года и предложили стать атаманом Белогорского казачества. Чуть позже, в этом же году, я поехал на Совет атаманов в Москву. Тогда войсковым атаманом был Анатолий Козлов, который предложил мне стать начальником штаба Амурского войска. А у нас произошла довольно странная ситуация. В то время «Союз казаков» в Амурской области возглавлял бывший военком, атаман Владимир Воронков. Он в 1999 голу самостоятельно зарегистрировал войско в государственный реестр и вывел из «Союза казаков».

- А какое между ними отличие?

- Реестровые казаки находятся на службе у государства, и оно их поддерживает. А мы - общественная организация. О том, что нас ввели в реестр, мы не знали до 2000 года. Когда возникли первые сомнения, мы написали письмо Верховному атаману Александру Мартынову. За самовольное поведение Воронков был отстранен от должности атамана. После того, как мы во всем разобрались, вышли из «Реестрового казачества» и официально зарегистрировали общественную организацию. А в конце декабря 2000 года мы собрали казачий круг, приехали казаки из Москвы, и меня выбрали атаманом. Потом я переизбирался в 2003 году, затем в 2006. Следующие перевыборы должны быть только через два года. Но в начале марта я узнал, что меня, по непонятным причинам, сняли с этой должности.

- Вам об этом сообщил Верховный атаман Союза казаков России?

- Нет. Мне позвонил мой заместитель Владимир Кузнецов. А в Белогорске об этом факте всем сообщил замглавы по соцвопросам Вячеслав Сухарев (в августе 2006 года на Совете атаманов Дальней России назначен наказным атаманом Союза казаков Дальней России, - ред.)

Как выяснилось, меня с должности сняли на основании рапорта Сухарева. Но с приказом об отстранении, который мне вручили только 10 марта, я категорически не согласен, потому что считаю, что мое отстранение выполнено с нарушениями. Ведь по нашему казачьему уставу, чтобы отстранить атамана, должны собрать Атаманское правление, контрольно-ревизионную комиссию, Совет Атаманов, Совет стариков. Именно на Совете атаманов решают, оставить его до Круга или отстранить от должности. И в случае необходимости Круг выбирает нового атамана.

ImageХотя случаи, когда Верховный атаман отстранял атаманов, были. К примеру, как с Воронковым. Но то, что произошло со мной: за четыре дня Сухарев сам что-то решил, и атамана сняли...

- Как Вы считаете, почему произошла такая ситуация?

- Я думаю, это сведение личных счетов. Интерес Вячеслава Сухарева к казачеству появился в 2000, когда он впервые побывал у нас в Совете. Но тогда, после раскола между «Реестровым казачеством» и «Союзом казаков», в нашей организации было всего 15 казаков. Сухарев посмотрел: организация слабая - и вступил в «Реестровое казачество», где численность была больше. Начал подбивать казаков, мол, Горосов - самозванец, давайте все вступать в «Реестровое казачество».

Когда он был назначен на должность замглавы по соцвопросам, почему-то вышел из «Реестрового казачества» и уехал в Москву. Оттуда приехал уже с генеральскими погонами и привез документ, подтверждающий, что он является начальником правления по Амурской области по координации работы казачества с погранвойсками. Он вступил в Москве в какое-то зеленое казачество. После очередной поездки в Москву получил казачий чин генерал-лейтенанта. Кто там, что ему присваивал, не знаю. Но на его уговоры вступить в эту структуру, я сказал, что верен Союзу казаков и бегать туда-сюда не буду.

В 2004 году наша делегация поехала в Омск на 6-й Круг казаков России. И Сухарев поехал с нами. Там он увидел, что Союз казаков - это мощная, крупная организация, и у него началась дружба с Московским правлением Союза казаков. Он к ним приезжал, созванивался, контактировал. И в 2006 году, в августе, Сухарев был назначен наказным атаманом Союза казаков Дальней России.

Но вот обиду и злобу Вячеслав Сухарев затаил на меня после установки Поклонного креста. Тогда он самолично принял решение на установление без согласования с горсоветом. Депутаты были возмущены и вызвали его на Совет. Я вместе с ним не пошел, ведь мы же не самовольно поставили, а с разрешения администрации. Отмечу, что мы, казаки, хотели установить этот крест на законных основаниях. Но Вячеслав Сухарев тогда сказал: «Никаких разрешений не надо».

Вот после этого и началось. Он начал у себя в служебном кабинете собирать наших казаков, создавать между нами конфликтные ситуации. На меня стали поступать жалобы. Считаю, что Вячеслав Сухарев, являясь замглавы администрации, пользуется своим положением и давит на казаков.

- А конкретно, почему Вами недовольны?

- В приказе о моем увольнении написано, что я не занимаюсь своей непосредственной должностью, занялся коммерческой деятельностью. Не провожу надлежащих мероприятий, работы. Развалил работу Союза казаков области. А что сделал Сухарев как наказной атаман по Дальней России? Вся его «заслуга» в том, что изготовили 200 медалей крестов «Георгиевских», которыми налево и направо награждают казаков и не казаков, заслуженно и не заслуженно. И собирает у себя в служебном кабинете сплетников и интриганов. Вот и вся его «работа». Да, у него есть власть, деньги, он может разговаривать со своего служебного телефона неограниченно со всеми атаманами России, съездить на служебной машине по общественным делам, в командировки. У меня этой возможности нет. Но я четко выполняю свой долг атамана и на свои копейки содержу Амурское казачье войско.

- Какие позиции сегодня занимает Союз казаков в Белогорске?

- По спискам в Белогорске у нас числится 360 казаков. По Амурскому войску - 970. Но вот с этими разброд-шатаниями и непонятными отношениями сейчас трудно сказать, потому что некоторые белогорские казаки, видя такие сложные отношения, отошли от казачества. Другие уже перешли в «Реестровое казачество». Как будет дело дальше, пока сказать сложно.

Наверх / Назад