ТВС-анонс № 13 (2 апреля) 2008 г.


Реформа соцзащиты вышла «боком»

 

ситуация

 

В середине января «ТВС-анонс» уже поднимал тему ликвидации органов соцзащиты населения Белогорска и Белогорского района. Напомним, что теперь их полномочия выполняет вновь созданное территориальное подразделение - Управление министерства соцзащиты населения Амурской области по Белогорску и району, входящее в единую государственную систему социального обслуживания. Однако три месяца назад никто не предполагал, что реформа выйдет «боком» практически для всех. Без работы остались 16 человек. К тому же, как рассказали корреспонденту «ТВС-анонса» Ольге Киргинцевой сотрудники бывших соцучреждений, для того, чтобы получить причитающиеся по ликвидации предприятия выплаты, они были вынуждены обратиться в суд.

ImageВ январе 2008 года согласно постановлению Правительства Амурской области вместо муниципальных отделов и управлений соцзащиты населения были организованы государственные управления и отделы областного Министерства соцзащиты.

- Тогда все работники городского управления и районного отдела соцзащиты попали в непонятное положение, - рассказал начальник Управления министерства соцзащиты населения Амурской области по Белогорску и району Владислав Бережнов. - Наши организации были ликвидированы. А это - единственный в трудовом законодательстве случай, когда никто никому ничего не обязан. Никто из нас не знал, кого примут на работу во вновь созданное учреждение.

Определенность была только в одном: сокращение штата неизбежно.

- В городской соцзащите работали 49 человек, в районном отделе - 12, - пояснил Владислав Бережнов. - Итого 61 специалист. А из правительства пришло письмо со штатным расписанием. Из него исходило, что Управление будет состоять всего из 25 единиц, которым присваивается статус госслужащих.

Ситуацию немного спасало лишь то, что совместно с Управлением министерства создавалось государственное бюджетное учреждение «Центр социальных выплат и услуг Министерства соцзащиты населения Амурской области по Белогорску и Белогорскому району» (Белогорский ЦСВУ). В нем по планам областного начальства должны были работать еще 20 человек. В итоге из 61 специалиста рабочие места могли получить только 45, и по закону они должны были приниматься на конкурсной основе.

- Но поскольку в ходе ликвидации на организацию и проведение конкурса требовалось много времени, то правительство приняло решение: в новые отделения управления будут набирать людей не по конкурсу, как положено при приеме на государственную службу, а по согласованию с отделом госслужбы Амурского правительства, - рассказал Владислав Бережнов.

Однако списки кандидатур составлялись на местах.

- В районе было попроще, - вспоминает Владислав Бережнов. - Вместе с главой Владимиром Анатольевичем мы вызвали людей и сказали: «Дорогие, все мы в госслужащие не попадем. Давайте рассуждать так. У нас есть два пенсионера. Вы уже заработали муниципальную пенсию. Спасибо вам большое за работу, но есть люди, которые только начали работать. Давайте без обид. Пенсионеры идут на пенсию». Мы их с почетом отправили на заслуженный отдых со всеми вытекающими льготами. В городе же людей больше и сразу было ясно, что кто-то из них останется без места. Поэтому пенсионеров тоже пришлось отправить на заслуженный отдых, а определенные кандидатуры для госслужбы и центра начисления предложила городская администрация.

Затем перечень фамилий был отправлен в правительство, где его подкорректировали зампредседателя Правительства Гузалия Минкина и первый заместитель, на то время Николай Швец.

- Когда это было объявлено, естественно, кто-то остался недовольным, - рассказал Владислав Бережнов. - В основном, городские работники. Они написали заявления в прокуратуру, министерство, конкретно Николаю Швецу. Хотя мы со своей стороны постарались всем людям непредпенсионного возраста, кто не прошел на госслужбу, предложить работу. Освободились места в детском реабилитационном центре «Росинка» и в Центре социальных выплат и услуг. Конечно, это не госслужба. Зарплата меньше, но Гузалия Минкина официально на коллегии сказала, что в течение года будет решаться вопрос о том, чтобы работники Центра выплат тоже стали госслужащими.
Тем более, что ликвидация соцзащиты прошла вполне законно.

- В связи с ликвидацией соцзащиты от сокращенных работников к нам поступили две аналогичные жалобы, - рассказала помощник прокурора Белогорска Ольга Смирнова. - Но в ходе проверки установлено, что организация была ликвидирована в соответствии с законом с согласия учредителя.

В то же время Владислав Бережнов признает, что чисто по-человечески оставшихся без работы специалистов и тех, кто остался в соцзащите, но с понижением, понять можно.

- Обидно, - считает он. - Там человек работал главным или ведущим специалистом, а здесь поставили просто специалистом. Или она была начальником отдела, а теперь и самого отдела нет. Да, в принципе, все мы потеряли. Например, я был муниципальным советником 2-го класса, сюда пришел вообще без класса. Придется зарабатывать все по-новой. Также и люди, которые остались без работы. Было бы в штатном расписании не 25, а 30 единиц, мы бы с удовольствием еще пятерых взяли. Нас действительно осталось мало. Мы захлебываемся, работы очень много.

Между тем, отсутствие работы - только одна сторона медали. Оставшиеся не по своей воле «за бортом» бывшие сотрудники соцзащиты, равно как и те, кому повезло, и их приняли на работу во вновь созданное учреждение, не могут получить причитающихся денег. Как рассказала ведущий специалист КИО Ирина Мирошниченко, по закону при ликвидации предприятия уволенным сотрудникам полагается выходное пособие в размере среднемесячной заработной платы.

- А если человек сразу встал на учет в Центр занятости населения и не трудоустроился в течение пяти месяцев, то все это время он также имеет право получать выходное пособие, - рассказала она.

Кроме того, многие работники соцзащиты в связи со спешностью ликвидации предприятия не успели отгулять отпуска и не получили за это компенсаций.

На выплату всех денег, по словам Ирины Мирошниченко, только для сотрудников городского управления соцзашиты требуется более 3 млн рублей. Правда, кто их должен выплачивать - вопрос спорный.

- Будучи муниципальной службой, соцзащита финансировалась из области, - рассказал Владислав Бережнов. - Областные субвенции сначала зачислялись в бюджет района и города, а потом оттуда выплачивались работникам отдела и Управления. Когда эти организации прекратили свое существование, закончилось и финансирование.
Теперь в Министерстве соцзащиты области говорят, что не имеют никакого отношения к выплатам, а в администрациях Белогорска и района недоумевают, почему платить должны они. Ведь инициатором реформы было областное Правительство.

- Мы столько раз обращались в область, чтобы нам выделили деньги, - рассказала Ирина Мирошниченко. - Ведь люди требуют то, что им положено по закону. Но все безрезультатно.

Пока же местные власти переписывались с областными, у людей иссякло терпение, и они обратились в суд с требованием, чтобы им выплатили деньги.

Впрочем, в администрации Белогорска окончания судебных заседаний и не ждут. На прошедшем 28 марта заседании горсовета в городской бюджет были внесены изменения, в том числе и сумма, необходимая для выплат работникам бывшей городской соцзащиты.

Ольга Киргинцева

Наверх / Назад