ТВС-анонс № 16 (23 апреля) 2008 г.


«Пассажироперевозки в Белогорске - это бизнес»

 

интервью

 

В последнее время в городе развернулась дискуссия об организации пассажироперевозок. Одни утверждают, что транспортное сообщение налажено на достаточно высоком уровне. Другие говорят, что оно подогнано только для избранных предпринимателей. Своей точкой зрения на эту проблему с корреспондентом «ТВС-анонса» Ольгой Киргинцевой поделился знающий о ней не понаслышке бывший директор МУП «ПАТП» депутат горсовета, директор группы компаний ЗТК по Белогорскому отделению Забайкальской железной дороги Александр Пашеев.

Image- Александр Михайлович, когда Вы возглавили ПАТП, у Вас были далеко идущие планы, что же произошло?

- Да, планов было много. Но мне не дали работать, не дали поднять ПАТП с колен. Меня не видели, не слышали и не дали доказать, что предприятие можно возродить. В служебных записках на имя главы Ходунова я писал, как собирался это сделать, вплоть до бизнес-плана. Я предлагал ему обсудить это вместе с Владимиром Афанасьевым, который тогда курировал этот вопрос. Я говорил Александру Тимофеевичу: «Если Вы хотите, чтобы в городе существовало муниципальное автотранспортное пассажирское предприятие, чтобы частник не диктовал свои условия, а сегодня он уже начал это делать, давайте соберемся».

Но мое предложение было отвергнуто. В то время я уже создал параллельное новое муниципальное предприятие. Старое вытянуть из долговой ямы, в которую его загнали, без помощи администрации было невозможно. Когда на старое предприятие пришел конкурсный управляющий, я оказался перед выбором: или написать заявление и перейти на новое предприятие, или просто уйти. Написать заявление означало наступить на те же грабли: ждать помощи от чиновников было бесполезно, только вред, в том числе и с молчаливого согласия главы. Все оставалось так, как было, и даже хуже. Поэтому я принял волевое решение уволиться.

- Странно, почему чиновники не шли Вам навстречу, ведь предприятие-то муниципальное?

- В то время мне пришлось изучить немало нормативных документов, касающихся пассажирских перевозок. Этим же самым вопросом по долгу службы и, наверное, по роду деятельности занималась и ведущий специалист отдела городского хозяйства администрации Наталья Викторовна Кумари (ныне Претцер, - ред.). Она тоже многому научилась в ПАТП, в том числе и тому, как его «кончить». Она знала все его слабые стороны, процедуру получения лицензии и сроки. Ведь это предприятие являлось самым основным конкурентом частных перевозчиков. Являясь всего лишь исполнителем, она использовала административный ресурс так, как было выгодно ей или той группе предпринимателей, с которой она «дружит».

- Дружба дружбой, но ведь на все маршруты проводятся официальные конкурсы?

- Пример, конкурс по 21-му маршруту выиграла группа предпринимателей. Каким боком сейчас там ездит муж Кумари Претцер? Его автобус не участвовал в конкурсе, не подлежал осмотру. Может быть, потом какими-то левыми актами сделали, но на тот момент, когда проходил конкурс, этот автобус в нем не участвовал. Не был даже в заявке...

Приведу еще пример из личного опыта, когда руководил ПАТП. Был объявлен конкурс на все маршруты. Основными были 1К, 3К и 21. Наталья Кумари получила из Благовещенска пакет документов по проведению конкурса. Каждое муниципальное образование имело право подгонять его под себя, не нарушая федерального закона. Но у нас все было тупо скопировано и применено, без учета наших особенностей. В итоге ПАТП проиграло.

На маршруты 1К, 3К и 21 поставили такое количество автобусов, какое посчитали выгодным для того, чтобы собрать деньги. А ведь прежде всего должны были изучить пассажиропоток. Это делается в соответствии с 200-м приказом. Согласно ему, изучение пассажиропотока происходит минимум месяц. На линию выходят с проверкой и в выходные, и в праздничные дни. Только тогда можно изучить движение пассажиров, маршруты, куда они едут. Пассажиропоток изучают для того, чтобы разгрузить линию, «развязать» пассажиров и вовремя их развезти. Это достаточно длительная и дорогостоящая процедура. У нас этого не было. Более того, прекрасно знали, что существует еще и 108-й автобус, который пересекается с 21-м и единицей, взяли и подогнали время. Мол, он не наш, мы его прижмем.

- И как составили расписание?

- Кумари запросила расписание ПАТП и воткнула частные автобусы буквально за минуту перед муниципальными. Получалось, что, к примеру, на ШРЗ на остановке стоит частный автобус, идет 108-й, и частный трогается перед ним. О каком возрождении и прибыли муниципального ПАТП можно говорить?

Я предлагал предпринимателям собраться и пересмотреть расписание. Они были «за», но Кумари «против». Ее же семья там зарабатывает деньги! Видать, маловато ей того, что платит Ходунов, надо «подработать». Этот человек явно не на своем месте. Разве нормальный специалист, зная, что люди годами ездят на этом автобусе, сделает им или какому-нибудь предприятию во вред?

- Сегодня конфликт между 21-м и 108-м маршрутами не исчерпан. Как его можно погасить?

- Меня многие специалисты в министерстве транспорта и связи спрашивали, что у вас там за человек, который делает все назло. И сегодня Претцер (Кумари) пытается бороться за то, чтобы 108-й ушел с линии, хотя им уже занимается частник Афонин. Но не уйдет он! Министерство не даст. Не надо заниматься этой бессмысленной возней. А выживает она его потому, что видит в этом только наживу. И пока она не отойдет от этого дела, или пока не придет туда человек, для которого важно население, а не деньги, так и будет.

На самом деле, в этой ситуации можно найти компромисс. Пассажиров на тех маршрутах достаточно для всех.

Image- Александр Михайлович, складывается такое впечатление, что в пассажироперевозках главное - это деньги. А как же люди? Кто-нибудь отвечает за безопасность пассажиров, или рассматривают нас только как кошельки?

- В свое время я самое большое внимание уделял безопасности. Ни один автобус, который хоть в малейшей мере не соответствовал технике безопасности, не выходил на линию.

Пассажирские перевозки включают в себя два важных момента. Первый - это услуга, а не бизнес. Любой житель города, села должен выйти к установленному расписанием времени и уехать, добраться туда, куда он хочет. Второй - это безопасность. В Белогорске же администрация сделала все наоборот. Первое - это бизнес.

Второе - сохранность своего имущества, а безопасность - на заднем плане. Как будет, так и будет. Деньги, нажива затмили людям глаза.

У меня множество примеров, когда водитель частного автобуса приезжает для прохождения предрейсового медицинского осмотра пьяным. Ему путевку не подписывают, но он делает два первых рейса. Везет людей, ни о какой безопасности и речи нет. На первом плане - выгода. Главное, чтобы предпринимателю вовремя привезли те деньги, которые должны привезти. Он их уже посчитал. Каждый из них примерно знает сумму, на которую может рассчитывать.

- Так чья задача предупреждать беспредел на дорогах?

- У нас есть единая диспетчерская служба, о которой так упорно кричала Кумари, и куча контролеров. Но покажите мне хоть один протокол, составленный за правонарушения водителей. Я даю гарантию, что если мы сейчас его запросим, то нарушений не будет. А я вижу регулярные нарушения водителей. Грубейшие! Останавливаются не на остановках, а там, где им махнули. Где контролеры, где руководитель диспетчерской службы, где работа этих людей?

На мой взгляд, потребности в должности, которую сегодня занимает Наталья Претцер, вообще нет. У нас есть руководитель единой диспетчерской службы. Чем он занимается, если Наталья Викторовна как рулила этим бизнесом, так и продолжает?

А вообще-то эта должность должна быть волчьей, неподкупной. Для специалиста, занимающего ее, все должны быть одинаковыми. Это не мои слова, а предпринимателей, которых она выжила. Не секрет, что они есть. Они много говорили, правды хотели, а сегодня безработные. Мне тоже не хотелось уходить, но в том бизнесе, который создавала для себя Наталья Викторовна, я был помехой.

Наверх / Назад