ТВС-анонс № 17 (30 апреля) 2008 г.


Долгая дорога домой

 

забота о людях

 

Год за годом прошлое уходит в даль. Но страшное время Великой Отечественной войны живет в сердцах старшего поколения. Забыть его невозможно. Ветеран Василий Александрович Калтушкин признает, что многое о тех днях давно известно. С сожалением говорит, что, наверное, ничего нового рассказать не сможет. Но это его боль, его воспоминания. Он, смеясь, называет себя старым солдатом и говорит, что и теперь война все еще снится…

ImageСрочную службу в армии Василий Колтушкин отслужил в мирное время. Но возвращение домой пришлось отложить еще на пять долгих лет. Когда был подписан приказ о его демобилизации, началась война. Вышестоящее руководство распорядилось задержать на военной службе младший сержантский состав 1937 года призыва. Так Василий Александрович вновь оказался в «строю».

Сейчас вспоминает, как дважды был ранен. Как пуля попала в вещмешок и уничтожила все его документы. Как медсестра отпаивала молоком, а вместо обезболивающего разрешали выпить 200 граммов водки…

Но все эти события оказались на втором плане, когда встал вопрос о Берлинской стратегической наступательной операции. Шел апрель последнего года Второй мировой войны. К этому времени военные действия охватили значительную часть территории Германии. С востока наступала Красная армия, а с запада - союзные войска.

- Решая задачу по овладению Берлином, советское командование прекрасно понимало, что нельзя недооценивать силы противника, - вспоминает Василий Александрович. - Немцы занимали оборону в лесисто-болотистой местности. Мы знали, что у них значительный перевес в технике и оружии. Но верили, что сможем одержать победу. Ведь командиры Красной армии говорили: «Перед вами, советские богатыри, Берлин. Вы должны взять его как можно быстрее. Чтобы не дать врагу опомниться». И мы были вынуждены в это поверить.

Всеобщими в те дни стали лозунги «Вперед, за полную победу над врагом!» и «Водрузим над Берлином знамя нашей Победы!».

- Перед началом наступательных боев нам дали время на отдых, - рассказывает ветеран. - Поужинав, многие сели писать письма домой. После отбоя никто не ложился спать. Этот вечер запомнился непривычной тишиной. После грохота военных орудий это было так неожиданно. Мы вспоминали с бойцами все годы войны… А в 5 часов утра по московскому времени родная «катюша» сыграла боевую тревогу… Берлин оказался в «котле»…

По словам Василия Александровича, 30 апреля начался штурм Рейхстага. Тогда солдаты дрались с фашистами практически врукопашную.

- В ночь на 1 мая взвод автоматчиков пробрался на крышу Рейхстага, и там водрузили красное знамя, - рассказывает ветеран, и его голос дрожит от волнительных воспоминаний.

Он бережно достает свои награды: орден «Красной звезды», медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Говорит, что еще несколько дней шли ожесточенные бои.

- А 9 мая нам объявили об окончании войны, - рассказывает Василий Александрович. - Победа! Сколько есть мочи мы все закричали солдатское «ура», в воздух полетели сигнальные ракеты, зазвучали автоматные очереди, стреляли из личного оружия. Можно было подумать, что идет самая яростная атака!

…Сейчас Василию Александровичу 92 года. Помолчав несколько секунд, он почти шепотом говорит, что все фронтовые воспоминания дороги. И что нынешняя молодежь должна обязательно помнить всех тех, кто принес долгожданный мир…

Анастасия Чернявская

 

Наверх / Назад