Многолетними стараниями бессменного главы МЧС Сергея Шойгу у россиян давно выработался четкий образ спасателя. Это люди, которые в любую минуту готовы прийти на помощь. И, в общем, так оно и есть. Однако история, произошедшая в Белогорске 29 апреля и рассказанная в программе «Будни» на следующий день, многих повергла в шок. Но самое печальное произошло позже, когда руководство МЧС по Амурской области фактически решило спасти честь мундира. Но сделало это так неуклюже, что потеряло лицо. Во всяком случае, в глазах журналистов, точно.
Как все начиналось
30
апреля в редакции ТВС с промежутком в несколько часов раздались два
звонка. Первый раз звонила женщина, второй - мужчина. В то, что они
рассказывали, долго не хотелось верить. По словам звонивших, они видели,
как накануне вечером, приехав на служебном автомобиле с опознавательными
знаками МЧС, спасатели выбрасывали в заброшенный бункер коробки с
вещами, собранными для погорельцев. Очевидцы произошедшего с точностью
назвали место, куда для проверки фактов немедленно была отправлена
съемочная группа ТВС.
Глазам журналистов предстала удивительная
картина. За складом ГО и ЧС по ул. 50 лет ВЛКСМ в бетонном бункере
находилось 6 картонных коробок с вещами. В них были шубы, шапки,
рубашки, юбки и много других вещей, вполне пригодных для носки. Кроме
того, в этих коробках находилось немало детских вещей и игрушек.
«Это вещи моих спасателей!»
Когда шок от увиденного прошел, журналисты продолжили проверку фактов. Как в нормальном СМИ, у ТВС есть свои источники. Связавшись с одним из них (близким к сотрудникам ГО и ЧС), выяснили, что выбросить вещи приказал начальник Белогорского Управления по делам ГО и ЧС Владимир Гришанов. Но так это или нет, предстояло выяснить.
Приехав в городскую администрацию, съемочная группа встретилась с Владимиров Гришановым. На вопрос журналиста «Почему он распорядился выбросить вещи, собранные для погорельцев?», Гришанов ответил вопросом.
- Откуда у вас такая информация? Приведите мне того человека, кто это сказал.
После чего довольно разгневанный начальник спасателей повел журналистов в Управление, где показал собранные вещи для пострадавших от стихии.
- Вот смотрите, снимайте, - обратился он к оператору ТВС. - Видите, здесь находятся все вещи, которые были собраны для пострадавших от огня.
В одном из помещений Управления действительно находилось много коробок и мешков с «гуманитарией». Самое интересное, что на складе хранились такие же коробки (с одинаковыми отверстиями), которые были найдены в бункере.
- Но почему тогда очевидцы видели именно Ваш автомобиль и Ваших сотрудников на пустыре, когда они выбрасывали вещи, - продолжала выяснять истину журналист.
- Мои машины ездят по всему городу, - сказал Владимир Гришанов и тут же признался. - И вещи - это личные вещи моих спасателей!
- Женские платья тоже?- спросила опешившая от такого ответа корреспондент.
- А что, у моих сотрудников нет жен и детей, что ли? - покорил ответом Гришанов и добавил. - И вообще, мы вещи с субботы, то есть, с 26 апреля, не принимаем. Нам пришло распоряжение.
Дальше разбирательство началось на уровне
администрации города. От журналистов об инциденте узнал первый замглавы
Леонид Логвиновский. Он лично съездил на место и убедился, что вещи
действительно были выброшены в заброшенный бетонный бункер возле склада
спасателей.
Много версий и факс Шойгу
А дальше началось самое интересное. В администрации города быстро сообразили, что история сильно ударит по ее имиджу. В ход пошли самые невероятные версии. Например, что это дело рук спасателей Белогорского района. Но версия оказалась слабой, так как выяснилось, что там работает всего один человек и какая-либо техника отсутствует. Как вариант предположили и тот, что вещи выбросили работники Управления соцзащиты.
Поняв, что в стенах администрации правды не добьешься, в этот же вечер гендиректор ТВС Станислав Мелюков направил на имя министра МЧС Сергея Шойгу факс, в котором изложил суть дела и просил разобраться со случившимся.
- Я с большим уважением отношусь к Сергею
Шойгу и знаю, как трепетно он относится к репутации своего ведомства, -
объяснил свое решение Станислав Мелюков. - И когда вместо серьезного
«разбора полетов» администрация и Гришанов устроили настоящий цирк,
решение созрело само собой.
Проверка приехала скоро
Реакция
из Москвы оказалась быстрой. Уже вечером 1 мая для разбирательства в
Белогорск прибыли сотрудники Центра обеспечения гражданской защиты и
пожарной безопасности Амурской области. Коллег встречали сотрудники
Белогорского госпожнадзора.
- Нас просто шокировал данный факт, не может быть такого в крови у спасателей, чтобы вот так взять и выбросить на свалку вещи, которые люди пожертвовали на благотворительные цели, - говорили сотрудники областного центра. - Просто в голове не укладывается.
Чтобы ознакомиться с ситуацией в полной мере, делегация сразу же направилась в редакцию ТВС. Сюжет, в котором рассказывалось о данном инциденте, областные спасатели смотрели несколько раз. При этом от каких-либо комментариев они воздерживались. Не стеснялся выражать свое недовольство только Владимир Гришанов. В присутствии своего начальства он обнаглел до такой степени, что заявил:
- Это фальсификация, - эмоционально говорил в адрес корреспондентов ТВС Владимир Гришанов. - Никакого повода для разбирательства и проверки здесь нет.
Впрочем, недовольство Гришанова никто во внимание не принял. Покинув редакцию ТВС, сотрудники областного Центра прямиком направились на место происшествия. Здесь ими была проведена фото и видеосъемка.
- Ну, что получается, мы насчитали шесть
коробок с вещами, не считая тех, которые находятся возле бункера, -
сказала начальник пресс-службы Управления МЧС России по Амурской области
Раиса Копырина. - Непонятно только, как они сюда попали. Видно, что все
вещи в хорошем состоянии. Вон даже велосипед детский стоит.
Обследовав местность, представители областного МЧС направились в
городскую администрацию, где располагается Белогорское управление ГО и
ЧС.
- Сегодня мы провели предварительное расследование, - прокомментировал ситуацию замначальника «Центра гражданской обороны и пожарной безопасности Амурской области» Виталий Короткий. - Посмотрели путевые листы, опросили тех, кто был на дежурстве. Действительно, факт имеет место быть, поэтому нужно разбираться.
И разбираться действительно надо. Ведь спустя сутки Владимир Гришанов от своих слов, что «это личные вещи моих спасателей» уже отказался.
- Как объяснил нам Владимир Дмитриевич, о том, что это личные вещи его спасателей, он сказал ошибочно, - пояснил Виталий Короткий. - Просто не понял, о чем идет речь.
В то же время другое заявление непонятливого Владимира Гришанова о том, что в субботу 26 апреля в Белогорское управление ГО и ЧС поступило распоряжение о прекращении сбора вещей для погорельцев он опроверг.
- Ничего подобного пока не было, - отметил Виталий Короткий.
Между тем, 4 и 5 мая с 8 до 17 часов в управлении ГО и ЧС Владимир Гришанов пообещал провести ревизию вещей, которые принесли для погорельцев белогорцы.
- И если вещи какие-то не будут найдены, я даю вам слово, что напишу заявление об уходе, - заявил Владимир Гришанов.
Каким образом должна происходить ревизия, кто и как был о ней оповещен, он не пояснил. Зато узнать на следующий день, как продвигается намеченное Гришановым мероприятие, так и не удалось. Оперативный дежурный управления ГО и ЧС ответил, что не владеет ситуацией, и добавил, что в данный момент в управлении ничего подобного не происходит.
Честь мундира
Однако самое удивительное произошло 5 мая. Амурское управление МЧС провело в Благовещенске пресс-конференцию. На ней было заявлено, что результаты расследования будут озвучены не ранее 12 мая.
- Естественно, мы отреагировали на этот факт, комиссия туда уже выезжала, - сказал журналистам начальник ГУ МЧС России по Амурской области Николай Прилипко. - Там есть подводные камни. Если тот человек, который видел, придет ко мне и скажет: “Я видел, я докажу, у меня есть фотография. Вот вещи, вот спасатель”, - Гришанов будет уволен тут же».
Сильный, надо сказать, аргумент, весомый. Так и представляется картина: стоят повсюду свидетели с фотоаппаратами и ждут, когда же спасатели избавятся от партии помощи... Интересно, если какой-нибудь убийца аргументировал бы свое алиби примерно так же: "Дайте мне свидетеля с фотографиями момента убийства - и я во всем сознаюсь". Что бы про него подумали? Наверное, самое мягкое, что он ненормальный...
И как всегда, во всем оказались виноваты журналисты. Николай Прилипко попенял Станиславу Мелюкову за то, что он обратился в Москву, а не «к губернатору, вице-губернатору или в Законодательное собрание» и обвинил ТВС в заботе о своем имидже.
- Я, конечно, понимаю, что Николай Прилипко расстроен тем, что недавно под его чутким руководством в области из-за пожаров столько людей остались без крова. И еще одно пятно на мундире спасателя не делает ему чести. Поэтому после сказанного им на пресс-конференции, я думаю, надо Сергею Шойгу послать еще и видеозапись всей истории с выброшенными вещами. Чтобы там, в Москве, нашли способ очистить его мундир от пятен.
Наталия Самохина
Маргарита Гаращук