ТВС-анонс № 19 (14 мая) 2008 г.


Леонид Коротков, гражданин Российской Федерации

 

интервью

 

Больше года Амурская область напоминает авиалайнер, угодивший в затяжную зону турбулентности. Политический кризис, щедро приправленный уголовными скандалами, медленно, но верно ухудшает инвестиционный климат региона, угрожая ему экономическим спадом.

Что же послужило причиной этой «смуты»? Где ее корни? По версии экс-губернатора Приамурья, его место «очищалось» не из любви федеральных властей к справедливости, - он еще год назад знал, кого готовят ему на смену.

 

Опечатка, или что прокуратура искала в нижнем белье

ImageПрошел ровно год с тех пор, как в карьере Леонида Короткова произошел крутой поворот. Из губернатора он превратился в обвиняемого в совершении преступлений сразу по трем статьям УК: 285, 286 и 293 - превышение должностных полномочий, злоупотребление ими и халатность. На вопрос о своем официальном статусе опальный политик отвечает, не скрывая гордости и иронии: «Гражданин Российской Федерации».

Предварительное следствие закончилось еще в июле прошлого года, однако экс-губернатор до сих пор знакомится с материалами своего дела. Не без лукавства он говорит о том, что уголовно-процессуальные нормы не ограничивают подследственного, находящегося под подпиской о невыезде, в праве изучать эти материалы сколь угодно долго. Так что, он не торопится.

Леонид Коротков по-прежнему, как и год назад, заявляет о том, что он невиновен. По сути, он продолжает борьбу, которая началась еще в 2005 году с конфронтации с «Единой Россией». По его словам, ему вначале не раз предлагали добровольно уйти в отставку с поста губернатора, затем рекомендовали признать себя виновным и отделаться более-менее мягким приговором, но он решил идти до конца и требовать своей полной реабилитации.

Самое первое возбужденное в отношении него уголовное дело Леонид Викторович считает абсурдным: «Оно было возбуждено по совершенно надуманному и несостоятельному поводу. Девушка из бухгалтерии сделала опечатку в платежном поручении, написав об аренде «автомобиля», а не «автомобилей». Мы арендовали на указанную там сумму 600 тысяч рублей в месяц 20 машин для нужд обладминистрации». Вторым поводом для возбуждения этого, уже закрытого дела был кредит на покупку личной квартиры, взятый губернатором в банке и погашенный, якобы, строительной организацией.

- Несмотря на то, что все понимали бредовость подобных оснований, прокурорам было важно возбудить это дело, - объясняет Леонид Коротков. - В эпизоде с кредитом был единственный намек на коррупционный мотив, и это дело давало им возможность интересоваться моей личной жизнью и выяснять, что я ем, пью, чем владею, грубо говоря, на каких простынях сплю, какого цвета белье у членов моей семьи.

Сам себе адвокат

С чувством глубокого удовлетворения экс-губернатор отмечает, что никаких коррупционных, связанных с личной жизнью грехов у него не нашли и что данное дело было закрыто в декабре 2007 года за отсутствием состава преступления. Не менее удовлетворяет его тот факт, что проверка из Генпрокуратуры, проходившая в администрации области прошлой весной, не смогла выявить ни одного серьезного нарушения.

- Практически все обвинения построены на фактах давным-давно (3-5 лет назад) проверенных той же прокуратурой и по которым она же выносила решение об отсутствии состава преступления, - говорит Коротков. - Год назад, видимо, поступила новая команда, и прокуратура круто поменяла мнение.

По всем трем эпизодам, которые вменяются ему в вину, экс-губернатор оправдывает себя, будто дипломированный адвокат. Рассуждая о «футбольном» тарифе, он приводит примеры финансирования известных клубов из прибыли различных корпораций, в том числе питерского «Зенита», находящегося на содержании у государственного «Газпрома».

-Финалист чемпионата страны по хоккею «Локомотив» финансируется Российскими железными дорогами», - продолжает список Леонид Викторович. – У нас была та же ситуация.

Второй эпизод связан с закупкой дорожной техники у фирмы «Торг-финанс» без проведения конкурса. По версии Короткова, в конце 2002 года один из крупных налогоплательщиков области получил внеплановую прибыль, и в бюджет региона поступила большая сумма денег в виде дорожного налога.

- А у нас было определено, что налог на пользование автодорогами мы всегда пускаем на развитие дорожной сети, - рассказывает бывший губернатор. - Но поскольку конкурсные процедуры занимают много времени, и до конца года мы бы не успели их провести, то было принято решение приобрести крайне необходимую области тяжелую дорожную технику у единственного источника, причем с выгодой для бюджета.

Что касается третьего эпизода, покупки акций «Прииска Дамбуки» за счет областного бюджета, то соответствующие поправки в главный финансовый документ региона были утверждены облсоветом и прошли необходимую юридическую экспертизу. Впрочем, несмотря на выделение денег на покупку акций, бюджет не пострадал.

- Когда стало ясно, что сделка не состоится, - объясняет Леонид Коротков, - мною как губернатором были предприняты меры по возврату денежных средств. Причем «Прииск Дамбуки» вернул через два месяца в бюджет не 16 млн, а на 500 тыс. рублей больше.

- Вот такие эпизоды моей, стесняюсь сказать, уголовной деятельности, - шутит   некогда высокопоставленный собеседник. Правда, его юмор в ожидании суда звучит не очень убедительно. В качестве саундтрека к нашему разговору в кафе играет «Show must go on» группы «Queen». 

Инвестору неважно, кто шубу украл

ImageИ «шоу» действительно продолжается. В момент нашей беседы с Леонидом Коротковым под следствием находятся несколько чиновников из команды Николая Колесова. Сам губернатор задерживается в Москве, и его дальнейшее будущее, мягко говоря, выглядит туманно.

Однако предшественник Николая Александровича не считает нынешнюю кампанию по борьбе с коррупцией в регионе полностью похожей на ту, что прошла в 2007 году. Чувство дежавю у него не возникает. Более того, Коротков очень осторожно оценивает происходящее, отмечая, что он - лицо пристрастное.

«Единственное, что хочу сказать: мне очень больно за область, - признается Леонид Викторович. - Она и раньше не была обделена критическим вниманием прессы. Во многом, кстати, благодаря удивительной активности местных журналистов. А ведь в последние годы, до событий прошлой весны, достаточно авторитетные СМИ отмечали растущий инвестиционный рейтинг нашей области. Но то, что происходит сейчас, наоборот, стократ увеличивает негативный имидж региона».

Трудно не согласиться с экс-губернатором в том, что серия уголовных скандалов нанесла мощный удар по всем социально-экономическим показателям Приамурья. Она стала своего рода красным сигналом светофора для всех потенциальных инвесторов, которые могли бы вкладывать деньги в амурскую экономику.

«Ведь аресты крупных чиновников звучат на всю страну, - это топовые новости, отрицательно влияющие на рейтинг области. Причем никому неважно, виноваты они или нет, как в анекдоте - ты шубу украл или у тебя шубу украли. Не имеет значения. Просто в таких условиях федеральные министры или серьезные бизнесмены, от которых зависит благосостояние региона, не будут для него ничего делать», - пессимистично констатирует Коротков.

Экономический проект

На просьбу прокомментировать деятельность нынешних амурских властей Леонид Викторович только улыбается: «Все, что с ними происходит, логически вытекает из смысла русской поговорки - не рой яму другому!.. Англичане говорят еще более метко: не кидайся камнями, если живешь в стеклянном доме».

Год назад бывшему губернатору предлагали отказаться от должности добровольно. Правда, он дипломатично ушел от вопроса о том, кто именно делал в его адрес такие предложения. Зато подчеркнул, что не принял их, потому что знал, кого готовят ему на смену. «Как только заварилась вся эта каша, мне стало известно, что готовится, как изящно говорят некоторые аналитики, “перенос региональных элит”, - рассказывает Коротков. - Я достоверно знал, что новым руководителем Приамурья будет уроженец солнечного Татарстана».

По мнению Леонида Викторовича, практика назначения управленцев из другого региона порочна. По крайней мере, в случае Амурской области. «Я выбрал тот путь, который я выбрал, - отмечает он, - именно потому, мне очень жалко было всю нашу область и своих подчиненных».

Экс-губернатор считает, что миграция в Благовещенск чиновников из Казани - это, в основе своей, «экономический проект». А раз так, то он требовал быстрой финансовой отдачи. Но возможности и ресурсы Приамурья не столь велики - «отбить» деньги за короткое время здесь можно только одним способом - «ломая всех через колено».

«Было сразу понятно, что реализация этого проекта приведет к переделу всех и вся», - делится своими размышлениями Леонид Коротков. В такте ему не откажешь. Под корректной формулировкой «экономический проект» скрывается обычная для России практика, когда отдельные лица платят «большим начальникам» за свое назначение, а затем используют свое должностное положение для того, чтобы вернуть деньги. Разумеется, с процентами.

Ищите, кому было выгодно

Леонид Викторович считает одним из главных своих упущений то, что он не сумел консолидировать элиты региона – сплотить политиков, бизнесменов, общественных деятелей. По натуре он одиночка, и принцип стадности ему претит. Зато те, кто боролся с ним, действовали сообща. Утративший доверие Владимира Путина губернатор убежден, что его «заказали», а на вопрос о том, кто это сделал, отвечает формулой древнеримских юристов:

- Quid prodest? - Кому выгодно?

О своем будущем Леонид Викторович говорит неохотно. Он живет только настоящим: «Несмотря на то, что сейчас я на свободе, учу детей в школе и университете, надо мной довлеют две статьи УК, наказание по которым предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет».

В настоящий момент, признается Коротков, никому не нужен работник, находящийся под подпиской о невыезде. Но в последствии он, безусловно, намерен вернуться к более активной жизни. «Один мой сын учится в университете, другой заканчивает школу, дочке два с половиной года, и никто не снимал с меня обязанность содержать их, кормить и одевать».

Впрочем, чувствуется, что не меньше собственного будущего экс-губернатора волнует дальнейшая судьба Амурской области. Он надеется на скорое окончание разразившегося вокруг нее политического урагана. По его мнению, вариантов развития событий в сложившейся ситуации два:

«Чемодан, вокзал - это первый вариант. Второй - рюкзак, этап», -  говорит экс-губернатор.

Андрей Романцов

Экспертный канал
«АмурПолит.ру»

Наверх / Назад