12 мая в Великом Новгороде в поднимающем людей устройстве карусели сорвалась шайба, и оно с большой высоты рухнуло вниз, придавив отдыхающим ноги.
По мнению специалистов, падение произошло по техническим причинам.
Кстати, это не единичный случай, когда посетители аттракционов рискуют здоровьем, а порой и жизнью. Так, четыре года назад в Лианозовском парке культуры на севере Москвы в связи с технической неисправностью сорвало с платформы колесо карусели «Сюрприз». На полном ходу карусель соскочила с опоры и врезалась в землю. Кстати, самые распространенные причины аварий на аттракционах - отказ техники, поломка тормозных систем, разрушение несущих металлоконструкций.
В теплые деньки белогорцы тоже не прочь провести досуг на аттракционах, поэтому корреспондент «ТВС-анонса» Нина Сапрыкина решила выяснить, насколько они безопасны.
Прокатиться с ветерком
Первого мая в городском парке открылся 60-й сезон. Сегодня это практически единственное место, где могут отдохнуть белогорцы. Прошлым летом парк посетило более 50 тысяч человек. И если взрослые предпочитают сидеть на скамейках, в летних кафе или играть в футбол, то дети в первую очередь приходят в парк, чтобы покататься на каруселях.
Дети в возрасте от трех до семи лет за 20 рублей могут прокатиться на «Солнышке», «Юнге», «Колокольчике» и «Детской железной дороге». Кроме того, для них в парке есть электромобили, батут и электролодки. Вот только последние доступны не всем. Стоимость трех минут составляет 50 рублей.
Для детей старше двенадцати лет и взрослых
выбор небольшой. Всего четыре аттракциона: «Колесо обозрения», «Веселые
горки», «Орбита» и «Сюрприз». Пока их стоимость, по сравнению с прошлым
годом, осталась на прежнем уровне - 30 рублей. Однако, по словам
директора парка Владимира Сахоненко, вероятно, что с 1 июня цена на
взрослые аттракционы увеличится на 10 рублей.
Проверка на прочность
Почти все электромеханические аттракционы, установленные в горпарке, были изготовлены Ейским заводом «Аттракцион». Самым старым считается «Колесо обозрения». Как вспоминают некоторые белогорцы, на нем они катались еще в конце 70-х годов. То есть ему уже больше 40 лет. Однако Владимир Сахоненко утверждает обратное.
- «Колесо обозрения» было установлено в 1990 году, - говорит он. - Тогда старое меняли на новое. «Сюрприз» и «Орбиту» установили в 91-м, «Веселые горки» - в 99-м, «Колокольчик» и «Юнга» - в 1988. У нас есть все документы.
Кстати, найти свидетелей, помнящих замену «чертова колеса» в период заканчивающейся перестройки так и не удалось. Зато удалось созвониться с экономистом отдела сбыта Ейского завода «Аттракцион» Сергеем Заруба. Он удивился, что наши аттракционы еще работают, так как срок эксплуатации таких каруселей, как «Колесо обозрения», «Орбита» и «Сюрприз» - 10 лет.
Поэтому понятны опасения отдыхающих в парке горожан, не рискующих прокатиться с ветерком.
- Я боюсь садиться с ребенком на «Веселые горки» и «Сюрприз», - призналась мама десятилетнего мальчика Марина Егорова. - Ведь срок их эксплуатации уже давно закончился. Еще я, будучи ребенком, каталась на них. От одного скрипа жутко становится.
Кстати, по данным Российской ассоциации парков и производителей аттракционов, по смертельным случаям на первом месте находится именно карусель «Сюрприз». Во время аттракциона люди просто стоят вдоль стен, их ячейки «закрываются» ремнями или цепочкой. Колесо быстро раскручивается и поднимается вертикально. Помимо «Сюрприза» не менее опасной считается «Орбита», у которой слабая ось.
Впрочем, аттракционы- «пенсионеры» эксплуатировать разрешено, но только в том случае, если они выдерживают ежегодные «экзамены» - техническое освидетельствование. Но предварительно владельцы аттракционов должны проводить капитальный ремонт.
- Мы эту работу выполняем самостоятельно, - рассказал Владимир Сахоненко. - Меняем электродвигатели, муфты, сцепления. Но в магазинах запасные части найти сложно, поэтому закупаем, где придется.
И только после капитального ремонта аттракционы проверяет специализированная организация.
По словам начальника отдела культуры администрации Белогорска Натальи Рытик, «за проверку каруселей и безопасность посетителей парка и аттракционов в Белогорске отвечает его директор Владимир Сахоненко».
- Мы только планируем средства, - пояснила она. - К примеру, в этом году на переосвидетельствование аттракционов из городского бюджета было выделено около двухсот тысяч рублей.
Извещение о проведении запроса котировок цен на переосвидетельствование аттракционов было размещено на сайте горадминистрации 11 марта. Однако поступила всего одна заявка от ООО «Амурский технический центр». Эта фирма и была признана победителем в конкурсе как единственный участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену товара.
- 26 апреля эксперты технического центра проверили аттракционы, - говорит Владимир Сахоненко. - Потому что больше никто не откликнулся. Их специалисты к нам приезжали еще осенью прошлого года. Осмотрели аттракционы, указали на дефекты. Но ничего серьезного не нашли, мелочи - где-то слабое крепление, нужно было подтянуть. Мы все недостатки устранили и в апреле после проверки получили протоколы и акт о допуске к эксплуатации еще на один год.
Однако по словам одного из экспертов - владельца сети крупнейших передвижных аттракционов - в России работает только три фирмы, которые специализируются на проверке аттракционов и у которых есть лицензия Ейского завода «Аттракцион»: в городе Ивантеевка Московской области, Краснодаре и в Новосибирске.
- Правда, кроме них существуют еще фирмы, которые специализируются на проверке металлоконструкций, подъемных кранов. И из-за того, что они делают экспертизу дешево, многие директора парков пользуются их услугами, лишь бы дали бумагу.
- Но аттракцион - это не подъемный кран, - продолжает эксперт, - и когда его осматривают люди, которые имеют лицензию от завода-изготовителя, то они к проверке относятся совершенно по-другому. 200 тысяч рублей - это достаточная сумма для восьми аттракционов, чтобы привлечь к проверке профессионалов. К примеру, в данный момент мне освидетельствование и сертификация 15 аттракционов обойдется в 800 тысяч. Эти же аттракционы у других я мог проверить и за 500 тысяч, а без сертификации - и за 50 тысяч рублей. Но я трачу 800 тысяч, потому что еше ни один эксперт не сел в тюрьму. А собственники аттракционов уже отвечают.
Слова экперта подтвердили и на Ейском заводе.
- Дать заключение могут эксперты, которые проходили обучение непосредственно на нашем заводе, - пояснил Сергей Заруба. - У нас они получают свидетельство-разрешение на проверку. - Они проверяют износ, деформацию, прочность металлоконструкций, сварных соединений. Очень много различных деталей, о которых знают только специалисты, обученные у нас.
В свою очередь, директор белогорского горпарка отметил, что «за 200 тысяч проверять белогорские аттракционы издалека никто не поедет».
- Да, аттракционы старенькие и требуют к себе повышенного внимания, - говорит он. - Поэтому помимо крупной проверки, каждое утро перед приходом посетителей их проверяет наш инженер-специалист, заведующий аттракционами. Я ведь прекрасно понимаю, что несу ответственность за жизни белогорцев.
Кстати, владелец передвижных аттракционов добровольно застраховал своих посетителей на 5 млн рублей. Несмотря на то, что закона, который обязывал бы парки страховать посетителей аттракционов от несчастных случаев, в России нет. Поэтому в Белогорске об этом не задумываются.
- У нас на это денег нет, - говорит Владимир Сахоненко.
В целом у проблемы безопасности аттракционов давняя история. Еще в конце 2002 года Министерство культуры РФ упразднило республиканскую инспекцию по контролю за эксплуатацией аттракционов и охране труда. С того момента никакого надзора за индустрией развлечений не стало. Вновь к проблеме подступились в 2003 году - после принятия Госдумой Закона «О техническом регулировании». Этот документ предписал владельцам аттракционов следовать техническому регламенту. Вот только самого регламента за прошедшие годы так и не появилось. Приняли лишь добровольные ГОСТы и добровольную сертификацию по ним. Поэтому любителям каруселей остается только надеяться на то, что владельцы аттракционов сами озаботятся вопросами безопасности и не пожалеют денег на более тщательные и дорогостоящие экспертизы, а лучше - на новые аттракционы.
Но их покупка в этом сезоне не предвидится.
- Ежегодно по почте нам приходят прайс-листы от заводов-изготовителей, - рассказал Владимир Сахоненко. - Но аттракционы дорогие. К примеру, новое «Колесо обозрения» стоит 4,5 миллиона рублей. В планах приобрести аттракцион, как в Благовещенске, «Лебеди». Но на их покупку необходимо 2,5 миллиона. Хотя глава пообещал в 2009 году приобрести четыре новых аттракциона…
Оно и понятно. Ведь все обещания у нас даются как раз накануне выборов.
Нина Сапрыкина