ТВС-анонс № 25 (25 июня) 2008 г.


Что ждет Амурскую область?

 

власть

 

Перед все еще возможным возвращением в Приамурье губернатора Николая Колесова (с небольшими перерывами он отсутствовал в области с 29 апреля, - ред.), пресс-служба областного правительства распространила информацию о его работе в Москве. Информацию не столько содержательную, сколько показательную. О чем же она нам говорит?

 

ImageНапример, тот факт, что Николай Колесов провел переговоры с руководством компании «Русский уголь» по поводу подготовки области к зиме, - это, безусловно, пиар-акция, призванная успокоить амурчан. Напомним, что буквально на днях одна из газет опубликовала материал об уголовном деле в отношении директора «Межмуниципальных коммунальных систем» Владимира Баталина с броским заголовком «Зимой Амурская область может замерзнуть».

 

Схема простая: пиар-атака против главы областного правительства, а следом пиар-защита его пресс-службы. Это даже неинтересно. Любопытно другое: то, что губернатор, который в любом регионе является главным ньюс-мейкером, сейчас не определяет информационную повестку дня в Амурской области. Он лишь реагирует на направленные против него ходы. Между тем, любой шахматист знает, что потеря инициативы предвещает скорый мат.

 

Ждет ли такой печальный финал Николая Колесова?

 

В мае в этом были уверены практически все политические наблюдатели как в Приамурье, так и за его пределами. Слухи об отставке губернатора буквально витали в воздухе. Сейчас его фиаско уже не кажется столь очевидным, и чтобы укрепить свои информационные позиции, он объявил о том, что провел ряд встреч в администрации президента.

 

Именно тот факт, что губернатор добился приема в Кремле, объясняет его возможное возвращение в Благовещенск. Но есть у этих переговоров и другое, более серьезное значение - от их результата зависит, какую позицию будет занимать глава областного правительства, и каким путем в ближайшее время пойдет наш регион. И здесь возможны, как минимум, три сценария.

 

Первый из них условно можно назвать капитуляцией. В том случае, если президентская администрация возложила вину за недавние коррупционные скандалы на Николая Колесова, он вынужден будет заявить о своем уходе с поста. Причем форма отставки может быть разной: от увольнения по состоянию здоровья до перевода на другую ответственную должность. Тогда в Амурской области появится новый губернатор.

 

Второй сценарий предполагает постепенное отступление. Его развитие вероятно при условии, что на руководителя Приамурья в Кремле смотрят очень скептически, но до каких-то резких кадровых маневров на Дальнем Востоке у главы государства не доходят руки. Более того, федеральные власти могут пойти на этот сценарий сознательно ради сохранения стабильности в округе. Однако он, по сути, означает клинч, который приведет к консервации нынешней политэкономической ситуации в области.

 

У губернатора, понимающего, что через месяц или через год его все равно заменят, не будет никаких мотивов для деятельности, направленной на развитие региона. Он вполне сможет сказать себе: «Царствуй, лежа на боку», и тогда Амурская область скатится в затяжную социально-экономическую стагнацию.

 

Наконец, третий сценарий предполагает обновление областной власти. Если Кремль, рассудив, что новичкам должно везти, даст Николаю Колесову еще один шанс, то он откроет новую страницу своей губернаторской карьеры. Это будет непросто, потому что большая часть его команды, привезенной из Татарстана, проходит по различным уголовным делам. Целые министерства в составе областного правительства не могут полноценно работать, потому что их руководители оказались под следствием.

 

В этом случае губернатору предстоит фактически заново формировать главный орган исполнительной власти региона, более тщательно подбирая людей на ключевые посты. Безусловно, в этом ему могут помочь местные управленцы, чей кадровый потенциал Николай Колесов в прошлом году оценил не слишком высоко.

 

Кроме того, перед ним открывается незавидная перспектива постоянного контроля со стороны правоохранительных органов. А это значит, что ему придется совершенно по-другому выстраивать отношения как с силовиками, так и с прочими «федералами».

 

Должна измениться и схема взаимодействия с бизнесом. Не секрет, что прежде губернатор предпочитал в переговорах с ними использовать принцип субординации, не мудрствуя лукаво убеждая их помогать области. По сути, он пытался ввести систему неформальных налогов, отчислений во внебюджетные фонды, которые довольно сложно регулировать правовыми методами.

 

Такую практику в свете жестких мер по борьбе с коррупцией, котрую повел президент Дмитрий Медведев, необходимо будет скорректировать в сторону открытого диалога с предпринимательским сообществом. Не эксплуатировать его, а вместе с ним вырабатывать пути развития региона на основе прозрачных финансовых схем и договорных обязательств.

 

Но состоится ли вообще третий сценарий?

 

Ведь растеряв тот кредит доверия амурчан, который был выдан Колесову, вернуть его будет практически невозможно. Но понимают ли это в Кремле? Во всяком случае, долгое отсутствие внятных сигналов оттуда можно расценить как продолжающийся поиск кандидатур на место Колесова.

 

С другой стороны, затяжка «вынесения приговора» в виде указа президента об отставке означает еще и то, что Николай Колесов умело воспользовался ситуацией, когда назначал его один президент, а снимать его так быстро другому как бы «не с руки».

 

Разумеется, вопрос этот когда-нибудь разрешится. Но чем дольше будет продолжаться неопределенность во власти, тем больше позже придется «собирать камней». Ведь Амурская область - не Татарстан и «выстроить всех в одну шеренгу» здесь вряд ли теперь получится...

 

Андрей Романцов
Экспертный канал
«АмурПолит.ру»
Елена Сафина

Наверх / Назад