ТВС-анонс № 29 (23 июля) 2008 г.


Покупатель имеет право выбора

 

интервью

 

В редакцию «ТВС-анонса» часто обращаются читатели с просьбой разобраться в какой-нибудь проблеме. На этот раз одну из жительниц Белогорска интересовала законность действий продавца продовольственных товаров: «Хотела в магазине приобрести капусту, но мне предложили испорченную. Я попросила ее поменять, но продавец отказал. Мол, работодатель потребовал продавать весь товар: и хороший, и плохой. Законно ли это?» Корреспондент «ТВС-анонса» Ольга Киргинцева узнала у начальника территориального межрайонного отдела управления Роспотребнадзора Аллы Морозовой, как нужно действовать, если вам навязывают некачественный товар.

 

- Алла Викторовна, мог ли продавец отказать покупателю?

 

Image- Нет. Никто не может диктовать потребителю, какой товар ему следует приобрести. Человек несет свои деньги, кровно заработанные, и имеет право выбора. Не понравился ему вилок капусты, он вправе заменить его на другой. К тому же в санитарных правилах четко прописано, что продажа продуктов с признаками гниения и порчи запрещена. Поэтому объяснение продавца является серьезным нарушением как закона о защите прав потребителей, так и санитарного законодательства. Нарушил закон и предприниматель, если он дал такое распоряжение. Вообще, этот случай демонстрирует неуважительное отношение предпринимателя и продавца к потребителю.

 

- Но ведь на прилавках магазинов подпорченные овощи и фрукты не редкость…

 

- К сожалению, да. В ходе контрольно-надзорных мероприятий мы часто сталкиваемся с фактами продажи недоброкачественных продуктов. Тогда наши сотрудники составляют протокол об административном правонарушении. Штрафные санкции варьируются от 4 до 5 тысяч рублей.

 

Нередки ситуации, когда предприниматели обрезают чуть подгнившие груши, яблоки и выставляют их по сниженной цене. Они считают, что население будет покупать их для компотов, варенья и т.д. Это тоже нарушение. По закону предприниматель должен снять такой товар с реализации. Его распространение возможно через предприятия общественного питания после термической обработки. Но в Белогорске широкая розничная сеть, и покупатели могут «отфильтровать» торговые точки.

 

- Как не промахнуться с их выбором?

 

- Прежде всего, обращать внимание на законность работы торговых точек. Они должны быть зарегистрированы в установленном порядке. На вывеске должны указываться данные о юридическом лице или предпринимателе, распорядок работы. В самом магазине в обязательном порядке должен быть уголок потребителя, где клиент найдет всю интересующую его информацию, в том числе контактный телефон. Если всего этого нет, то гражданин уже может задуматься, стоит ли ему покупать здесь продукты.

 

Также имеет смысл оценить и внешний облик торговой точки. Если продавцы неопрятны, полы разбиты, холодильное оборудование не работает, летают мухи, выкладка товара неаккуратная, то вывод напрашивается сам собой. Непоследнюю роль играет вид самих продуктов.

 

- В чем покупатель должен проявить бдительность?

 

- Он должен оценить упаковку продукта. Если она загрязнена, вздулась, в ней много жидкости, то это основание для того, чтобы усомниться в качестве товара. Обращать внимание надо и на срок годности, особенно скоропортящейся продукции (молочная, кремовые и колбасные изделия из субпродуктов, холодец и т.п.). Летом нежелательно покупать их, если до конца срока годности осталось меньше суток.

 

- Бывает и так, что срок годности еще не истек, а продукт испорчен…

 

- В этом случае потребитель может вернуть товар обратно. Если продавец отказывается принять его, то следует обратиться к руководству в устной или письменной форме. Если же потребитель не нашел взаимопонимания ни с продавцом, ни с руководителем, то он приходит в Роспотребнадзор. Однако при этом он должен доказать, что недоброкачественный продукт был приобретен именно в этой торговой точке, то есть предоставить чек.

 

- Лето - пора острых кишечных заболеваний. Как обезопасить себя?

 

- Не пробовать грязные фрукты на рынке. Тщательно мыть их перед употреблением, если возможно, обдавать кипятком и счищать верхний слой. Особенно, если фрукты предназначены детям.

Наверх / Назад