ТВС-анонс № 3 (23 января) 2008 г.


Когда бунтуют заключенные…

 

резонанс

 

В исправительной колонии поселка Тахдамыгда Сковородинского района снова массовые беспорядки. Об этом журналистам «ТВС-анонса» рассказали родственники заключенных. По их словам, около 700 человек, отбывающих наказание в колонии, вскрыли себе вены. Поводом для этого, якобы, послужило введение на территорию колонии группы ОМОН, которые стали избивать заключенных. По неофициальным данным, кроме них под дубинки сотрудников спецслужб попали женщины и дети, приехавшие на свидание к родственникам.

За прошедшие несколько месяцев это уже третий случай массовых беспорядков в колонии, заканчивающийся добровольным «кровопролитием» заключенных. По первым двум фактам, произошедшим в мае и августе прошлого года, сотрудниками областной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были проведены проверки. Однако в возбуждении уголовных дел было отказано, поскольку информация о незаконном применении физической силы и спецсредств сотрудниками отдела безопасности УФСИН тогда не подтвердилась.

- На этот раз все гораздо серьезнее, - рассказали родственники заключенных. - 16 января, когда на территорию колонии после плановой проверки камер был введен ОМОН, начались массовые избиения. Раздетых заключенных выводили на мороз и с помощью дубинок заставляли их выполнять абсурдные приказы, сопровождающиеся нецензурными оскорблениями. В знак протеста почти 40 человек сразу вскрыли себе вены.

По словам родственников осужденных, на следующий день «спецоперация» повторилась. Якобы, на плацу, где проходило построение, заключенных снова стали избивать и оскорблять. В результате более 600 человек вскрыли себе вены осколками битого стекла. После чего зачинщиков бунта поместили в штрафной изолятор, остальные в знак протеста объявили о голодовке.

Позже выяснилось, что этот протест активно поддержали осужденные, отбывающие наказание в других колониях области.

- Что происходит за забором, мы не знали, - рассказала жена одного из заключенных в Тахтамыгдинской колонии Наталья. - Вместе с дочерью, которой два с половиной года, я приехала к супругу на свидание. Так же свиданий ждали еще примерно 50 человек. Среди них были беременные женщины и дети. Мы простояли на морозе 4 часа, но в связи с беспорядками нас на территорию колонии не впустили. А когда женщины стали требовать объяснений у администрации колонии, выбежали люди в масках и с дубинками. Били всех подряд, требуя разойтись.

Дети плакали, женщины кричали… Уже дома на шее у маленькой дочери Наталья обнаружила синяки. По ее словам, на следующий день она обратилась к медикам, и побои были официально зафиксированы.

- Знаю, что среди пострадавших оказалась беременная женщина из Зеи, у которой по возвращению домой случился выкидыш, - рассказывает Наталья.

Четверо женщин, родственниц осужденных, отбывающих наказание, в ближайшее время намерены обратиться с жалобой в областную прокуратуру. Но там случай избиения детей и женщин категорически отрицают.

- Об этих фактах нам ничего неизвестно, - пояснили работники областной прокуратуры.- Да и не могли сотрудники спецслужб избивать родственников заключенных, тем более женщин и детей. К тому же преувеличено число «вскрывших» вены. Это на плац вышли 700 человек, а реально порезались не более 30 из них. В основном это молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, которыми могут руководить другие осужденные.

В областной прокуратуре причину частых массовых беспорядков в бунтующей колонии объясняют просто. Упоминают о том, что в учреждениях, где находятся заключенные, обычно живут «по своим понятиям».

- Говоря на языке заключенных, они считаются «красными», - рассказал один из сотрудников по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.- То есть, главные в них - администрация колоний, а заключенные пытаются подвести к тому, чтобы правили так называемые «воры в законе».

Сейчас в исправительной колонии проходит прокурорская проверка, массовые беспорядки силами сотрудников спецслужб были прекращены. Но окончательные результаты проверки станут известны не раньше, чем через 10 дней. В течение этого времени будет решаться вопрос о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении администрации колонии и сотрудников спецслужб.

Анна Нурадилова

Наверх / Назад