ТВС-анонс № 31 (6 августа) 2008 г.


Белогорцы попали в рабство

 

ситуация

 

«Требуются рабочие строительных специальностей в г. Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Сахалин. Полный соцпакет, проезд, проживание, питание за счет предприятия…». С такого рода объявления начался путь «к достойному заработку и светлой жизни» трех белогорцев. Однако мечты развеялись быстро. Что пора «делать ноги, пока они еще носят», «новобранцы» поняли практически сразу, как только приехали на новое место работы.

 

Прекрасное далеко…

 

ImageПоиск работы - процесс нелегкий. Идеальный вариант - заниматься любимым делом и получать за это достойные деньги, как правило, труднодостижим. Поэтому многие выбирают ту работу, которая позволяет прокормить семью. На заработки уезжают даже в другие города. Пошли на такой риск и белогорцы Василий Лукашин, Иван Семенов и Никита Поздеев.

 

- По телевизору мы увидели объявление кадрового агентства, что для работы на Камчатке требуются рабочие строительных специальностей, - рассказал Василий Лукашин. - Оплату обещали достойную. Мы, естественно, заинтересовались и пошли на собеседование.

 

В агентстве соискателей на вакансии приняли доброжелательно, предложив им работать вахтовым методом в поселке Рыбачий Камчатской области.

 

- Я плиточник, - говорит Василий Лукашин. - Начальник кадрового агентства пообещала, что моя зарплата в месяц будет как минимум 40-45 тысяч рублей. Мол, у нее племянник тоже плиточник, проработал на Камчатке три месяца и привез домой 120 тысяч.

 

- Мне, как плотнику-бетонщику, пообещали зарплату от 25 тысяч в месяц, - поддержал товарища по «несчастью» Иван Семенов. - Мне тоже рассказали про племянника, который на этот раз оказался плотником-бетонщиком, заработавшим за три месяца 95-96 тысяч рублей.

 

Окрыленные надеждой, строители собрались в дорогу.

Тернистый путь до Камчатки

 

Перевалочным пунктом стал для них Хабаровск, где находится головной офис ФГУП «СУ N745 при Спецстрое России». По словам Василия Лукашина, за доставку туда с них в кадровом агентстве взяли по 800 рублей.

 

- Эти деньги мы просто выбросили на ветер, - считает он. - Добираться до Хабаровска нам пришлось самостоятельно.

 

Между тем, в кадровом агентстве свой взгляд на ситуацию. Его директор пояснила, что 800 рублей - это первоначальный взнос за их услуги.

 

- Кроме этого, каждый соискатель в случае согласия на трудоустройство пишет заявление о перечислении на наш расчетный счет 10 процентов от начисленной зарплаты за первые тридцать рабочих дней, - рассказала она.

 

Заключив в головном офисе строительной компании трудовые договоры, строители отправились в гостиницу.

 

- В Белогорске нам дали адрес и сказали, что на нас уже забронированы места, - продолжил рассказ Иван Семенов. - По 450 рублей с человека. Там нам предстояло остановиться до отлета на Камчатку, но оказалось, что гостиница забита, а бронь на наши имена отсутствует. Тогда мы позвонили в Белогорск, рассказали о сложившейся ситуации и получили очень оригинальный ответ. Мол, это не их проблемы, и мы можем ночевать хоть на улице.

 

В итоге в поисках ночлега строителям пришлось пройти не один десяток километров. Свободные места нашлись в единственной гостинице, в которой за них пришлось «выложить» по тысяче рублей с человека.

 

- При этом перед поездкой нам говорили: «Берите с собой 500 рублей, вам хватит», - отметил Никита Поздеев. - Нам пообещали, что как только мы приедем в Хабаровск, то сразу получим командировочные. На самом деле нам их выплатили только через две недели после того, как прибыли на Камчатку.

 

До Хабаровского аэропорта «новобранцев» довезли на рабочей машине. На Камчатке их тоже встретила вахтовая машина.

 

- На ней нас отвезли в поселок Рыбачий, близ портового города Велючинска, - рассказал Василий Лукашин. - Наше рабочее место оказалось закрытой «зоной» с контрольно-пропускным пунктом, системой входа-выхода по пропускам.

Не райская жизнь

 

По словам Ивана Семенова, расселить их обещали в нормальных условиях.

 

- На деле оказался «бомжатник», - рассказал он. - Дом, в который нас поселили, считается ветхим и подлежит сносу. Чуть электричество не обрезали. Стиральной машинки, телевизора нет. На 12 человек в трехкомнатной квартире один чайник и маленький титан на 10 литров. Влажность дикая. Если постираешь, месяц будет сохнуть.

 

Предполагалось, что питаться строители будут в столовой. Уже на месте выяснилось, что она была закрыта еще два года назад. График работы тоже оказался далек от условий трудового договора. Согласно им, «новобранцы» на благо компании должны были трудиться в будние дни с 8 до 17 часов с обеденным перерывом на час, в субботу - до 14 часов, воскресенье - выходной. Но так оказалось только на бумаге.

 

- Сначала мы работали с 8 до 20 часов, затем до 22, - рассказал Василий Лукашин. - Несколько дней мы уходили с объекта в три часа ночи. А четыре дня и вовсе трудились без сна и отдыха, все 24 часа.

 

Между тем, в кадровом агентстве говорят, что честно предупреждают устраивающихся на работу обо всех условиях.

 

- Мы всем говорим, что с собой надо брать теплые вещи, - рассказала директор агентства. - Там влажный и холодный климат. Стиральные машинки и телевизоры им никто не обещает. Туда люди едут работать вахтовым методом. Смена - 93 дн, 3 из них - на дорогу, 90 - чистые рабочие дни. А что касается графика работы, то в договорах действительно прописывается рабочий день с 8 до 17 часов. Но там есть подпункт, в котором оговаривается возможность ненормированного режима. На питание сотрудникам выдаются необлагаемые налогом командировочные из расчета 200 рублей в сутки.


Терпение лопнуло

 

- Все это можно было бы стерпеть, если бы зарплата реально была такой, какую нам пообещали, - признаются белогорцы. - Например, на Камчатке штукатурами-малярами работает очень много женщин из Белогорска. Им обещали зарплату 25-30 тысяч рублей, и в расчетках действительно было насчитано по 22-23 тысячи, но на руки они получили 11.

 

В кадровом же агентстве утверждают обратное. По словам его директора, все работники, которые едут в поселок Рыбачий, приравниваются к разнорабочим специальностям.

 

- Поэтому их зарплата может быть от 15 до 25 тысяч рублей, - рассказала она. - Никому мы не могли обещать 40 тысяч.

 

Тем не менее, здесь признали, что белогорцев на Камчатке действительно много. Сколько именно, сказать затруднились. Зато по подсчетам относительно благополучно «вырвавшихся на свободу» Василия Лукашина, Ивана Семенова и Никиты Поздеева, которые воспользовались подошедшим сроком сдачи объекта и договорились с начальством, что им выплатят деньги на дорогу домой, их там, минимум, 120 человек.

 

- Как партизаны, там по сопкам лазят, - рассказали они. - Уехать не могут, потому что денег и билетов на обратную дорогу нет, а вернуться в «зону» мешает отсутствие пропусков. Куда хочешь, туда и иди.

 

Кроме того, по их словам, многие возвращаются с Камчатки больными.

 

- Туберкулез можно подхватить, а один себе почки отбил, - рассказал Василий Лукашин. - Он не монтажник-высотник, а его заставили лезть наверх. Страховочный трос лопнул, и он упал. Теперь лежит в госпитале, больничный ему оплачивается 45 рублей в сутки. Вернувшись в Белогорск, строители обратились в Белогорское ГРОВД, где с них взяли все показания. По мнению Василия Лукашина, всем тем, кто попал в подобную ситуацию на Камчатке, было бы неплохо объединиться и написать коллективное заявление.

 

- Тогда бы делом занялось еще и ФСБ, - считает он.

 

«ТВС-анонс» будет следить за ходом расследования.

Ольга Киргинцева
(Все фамилии и имена изменены в интересах следствия)

Наверх / Назад