ТВС-анонс № 33 (20 августа) 2008 г.


Музей проверят на сохранность

 

ценности

 

Белогорский краеведческий музей готовится к государственной проверке, которая должна пройти в сентябре. Предполагается, что она будет комплексной, то есть, инспекция затронет все сферы деятельности, включая отдел музейного фонда. Возможно, тогда не будет поводов для беспокойства о сохранности экспонатов теми, кто их когда-то подарил музею.

 

ImageНапомним, что решение о централизованной государственной проверке музейных фондов России было принято еще в 2006 году в связи с нашумевшей скандальной историей пропажи более двух сотен экспонатов коллекции Эрмитажа. Тогда подозрение пало на одну из сотрудниц музея, которая во время плановой ревизии коллекции драгметаллов и камней скоропостижно скончалась прямо на рабочем месте.

 

В итоге обвиняемым по делу стал ее муж. Суд признал его виновным в том, что он с 1999 по 2005 год в составе организованной группы, в которую также входила его покойная ныне супруга, хранительница отдела истории русской культуры государственного Эрмитажа участвовал в хищении ценностей из хранения отдела.

 

По приговору суда совершивший «кражу века» осужден к реальному лишению свободы в виде пяти лет в колонии общего режима. Суд также полностью удовлетворил гражданский иск со стороны государственного Эрмитажа, по которому осужденному придется возмещать ущерб от пропажи ценностей. В общей сложности стоимость похищенного экспертами-искусствоведами была оценена в 14 млн 813 тысяч рублей. Однако в связи с тем, что в ходе следствия 50 предметов были возвращены в Эрмитаж, сумма ущерба сократилась до 7 млн 388 тысяч рублей.

 

В прошлом году в рамках госпроверки в Амурской области провели ревизию в Амурском областном краеведческом музее. Там обнаружили пропажу десяти предметов, в числе которых оказались старинные часы начала прошлого века и столярные инструменты. Но областная прокуратура хищения музейных ценностей не установила, к тому же все пропавшие экспонаты не представляли исторической ценности. Сотрудники учреждения утверждали, что их просто потеряли. Все закончилось дисциплинарной ответственностью виновных.

 

Теперь очередь дошла и до Белогорского краеведческого музея. Как рассказала его директор Ольга Камоско, проводить проверку будут сотрудники областного музея. Возможно, к ним присоединятся и специалисты из Москвы. Им предстоит провести сверку с книгами поступлений более 20 тысяч экспонатов. Некоторые из предметов никогда не выставлялись в залах. Более того, их видели даже не все сотрудники Белогорского музея. В числе таких экспонатов католическая икона Святой Девы Марии 1879 года.

 

В дар музею еще в 2003 году ее передал бывший житель Белогорска, теперь проживающий во Владикавказе Валерий Удалов. Он рассказал, что обнаружил эту и еще одну икону - Святого Николая в селе Светиловка Ростовской области, в доме, который купили его родители. Иконы висели на стене, но были спрятаны под обоями. Их обнаружили, когда стали делать ремонт.

 

Продать их Валерий не решался, а, уезжая из Белогорска на новое место службы, передал одну из них в музей. Тогда сотрудники учреждения говорили, что икона нуждается в реставрации, к тому же обещали показать ее научным сотрудникам, чтобы узнать, представляет ли она какую-то ценность. После чего ее могли бы увидеть и белогорцы.

 

Прошло пять лет, прежде чем пришлось вспомнить об этой истории. Погостить в Белогорск приехал ее прежний хозяин.

 

- Зашел в музей, - рассказывает он. - Хотел узнать дальнейшую судьбу иконы. Но оказалось, что она так и пролежала в фонде, никто о ней за это время не вспоминал. А вторую свою икону я показал историку во Владикавказе. Он сказал мне, что экземпляр это редкий, представляет собой историческую ценность и, возможно, стоит несколько сот тысяч рублей. Хотя вовсе не в деньгах дело, и забирать ее из музея я не собираюсь.

 

В итоге икону достали из музейного фонда и даже хотели вернуть ее хозяину, несмотря на то, что он этого не просил. Мол, да заберите и не волнуйтесь. Потом все же показали ее завотделом истории Белогорского краеведческого музея Валентину Голубеву. Впервые за это время. Только тогда ситуация прояснилась.

 

- С первого взгляда можно определить, что это линогравюра, - рассказал он. - Честно говоря, сомневаюсь, что она может представлять собой какую-то ценность, но чтобы не быть голословным, я обязательно покажу ее специалистам из областного музея.

 

Произойти это должно в сентябре, примерно тогда, когда в Белогорском краеведческом музее начнется проверка. Не исключено, что с ее помощью отыщутся какие-нибудь другие экспонаты, до сих пор остававшиеся невостребованными.

 

Как бы там ни было, в областном краеведческом музее пояснили, что любой экспонат, запись о котором делается в музейной книге учета, представляет собой культурную ценность и охраняется законом.

Анна Нурадилова

 

Справка

 

В период с 2001 по 2004 год из российских музеев было совершено 95 случаев хищений и утрачено около четырех тысяч предметов, их которых 298 возвращено.

 

В 2005 году было зафиксировано 24 случая хищения и похищено 1700 музейных предметов. Самые крупные хищения произошли из Эрмитажа, Амурского краеведческого музея, Астраханской картинной галереи и Задонского музея.

 

Среди основных причин хищений называются активное развитие теневого антикварного рынка, низкая заработная плата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров, ослабление дисциплины, устаревание правовой и технической базы учета хранения ценностей, а также состояние самих зданий музеев.

Наверх / Назад