На протяжении нескольких лет подряд проблема городской свалки «ходит» по замкнутому кругу. Сначала загорается полигон твердых бытовых отходов (ТБО), затем от дыма с него задыхаются жители микрорайона «Транспортный». Когда их терпение лопается, они обращаются в контролирующие органы. Те, в свою очередь, предпринимают соответствующие меры по устранению жалоб горожан, предъявляя арендатору вполне законные требования. В стороне, пожалуй, остается только администрация города, представители которой дают обещания все исправить. Редакция «ТВС-анонса» предоставила возможность гендиректору ООО «Три-С» Борису Стрельскому высказать свою точку зрения на происходящее на свалке. С ним беседовала корреспондент Ольга Киргинцева.
-
Борис Дмитриевич, на сколько лет Ваша организация арендовала свалку?
- На 25 лет. Конкурс на аренду состоялся в 2006 году.
- Тогда Вы, наверняка, знали, что полигон часто горит, люди задыхаются и исправлять эту ситуацию необходимо.
- За прошедший год на территории полигона зафиксирован один пожар. Это подтвердят в пожарной части. Для локализации мелких возгораний мы приобрели пожарную машину, а воду набираем на водозаборе по договору с рядом располагающейся воинской частью. Остальные пожары произошли за границами полигона, вблизи с бывшим 740 заводом и вокруг него. Их устраивают блуждающие там люди, выискивающие металл. Своим сотрудникам я строго-настрого запретил выезжать за границы нашей территории. Даже если мусор будет гореть через 5 метров от них, они тушить его не будут.
- Но ведь именно из-за этих двух причин белогорцы продолжают страдать от удушающего дыма, который периодически тянется со стороны свалки, и жалобы на это не прекращаются. На их основании сотрудники Роспотребнадзора осенью прошлого года проверили полигон на соответствие санитарно-гигиеническим нормам и выявили 17 нарушений. Что сделано почти за год?
- Из 17 нарушений устранены 14. Например, на выезде с полигона оборудована контрольно-дезинфекционная установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза, по периметру полигона оборудовано частичное легкое заграждение и вал высотой менее 2 метров, проведена очистка подъездной дороги.
- А как насчет исследований воды, воздуха и почвы в районе свалки?
- Анализом почвы занималась станция агрохимической службы Белогорска. Специалисты брали пробы в двух точках действующей сейчас второй очереди полигона, по каждой из которых есть заключение. В них указывается, что содержащиеся в почве вещества в несколько раз меньше допустимых норм.
Воду исследовал ОАО «Белогорский водоканал». Пробы брались в двух скважинах: вверху и внизу полигона. Микробиологическим показателям вода соответствует, СанПину - не совсем. В ней обнаружено повышенное содержание железа и мутность, но железа в городской воде везде много, а мутность появилась из-за того, что скважины новые.
Состояние воздуха проверяли сотрудники военной СЭС. Они установили, что предельного уровня шума на полигоне нет. Его отдаленность от населенного сектора составляет 800 метров. В рабочей зоне превышения предельно-допустимой концентрации вредных веществ в воздухе не обнаружено: окиси углерода, сероводорода и метана нет. Вот что я могу сказать по поводу полигона - экологически чистый район.
- Чтобы сделать такой вывод, одного исследования недостаточно. По СанПину пробы воды, почвы и воздуха должны производиться раз в квартал…
- Да, но первые показатели неплохие. К тому же мы собираемся брать еще пробы. Воду планируем взять в октябре. Позже уже не сможем. Скважины замерзнут.
- Какие пункты остались невыполненными?
- Только три позиции, которые никак не повлияют на состояние здоровья людей. Первая - отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка для размещения полигона ТБО. Оно выдается при открытии полигона, но этим занимался не я, а администрация города еще в 1998 году. Мне его должны были передать вместе с полным пакетом документов, когда я выиграл конкурс на аренду. Но комитет имущественных отношений администрации до сих пор не отдал мне заключение. Оно у них где-то в архиве, но найти его они не могут, а Роспотребнадзор пишет требование предоставить заключение мне.
Второе. Не разработана специальная программа производственного контроля за состоянием поверхностных и водных объектов, атмосферного воздуха. Это маразм, так как я должен сам написать программу, сам ее исполнять и сам же себя проверять. В ней должны быть перечислены сроки, когда сотрудники должны проходить медкомиссию, когда мы должны производить экспертизу воды, воздуха, почвы. Но это все итак прописано в СанПине. Тем не менее, эта программа уже почти готова.
- Что значится под номером три?
- Бетонирование или асфальтирование территории хозяйственной зоны, но у меня ее нет. Есть зона полигона, по которой «ходит» тяжелая техника, а возле вагончика все забетонировано.
- Вы ничего не сказали о главном. О том, что в летнее время мусор должен ежедневно утрамбовываться и засыпаться шлаком. Это требование ваша организация исполняет наполовину.
- Да, мусор действительно должен засыпаться шлаком. Но для этого должен набраться его определенный слой - 2,5 метра. Мы при всем желании за день такого количества не наберем. К тому же как написан СанПин? Одинаково от городов-мегаполисов до деревень. Мы будем считать себя деревней. В мегаполисах идет большой поток машин, и там 2,5 метра, возможно, и набирается. Поэтому в Белогорске в этом плане нарушений нет. Кстати, Роспотребнадзор это требование тоже снял.