Большинство городов России, чтобы поставить свою экономику на более высокий уровень, привлекают инвестиции. Вот только привлечь их - достаточно трудный процесс. Ведь инвесторы - люди далеко не глупые и куда попало вкладывать свои деньги не будут. Они предпочитают строить бизнес в том городе, который предложит наиболее выгодные и интересные условия. Экономика же Белогорска находится на уровне выживания, поскольку собственных средств на ее развитие у города нет, а привлечь внешние капиталы, как показала практика последних лет, руководство города так и не сумело.
Неоспорим
факт, что «улучшение экономики во многом зависит от инвестиционной
деятельности на местах». Качественное обновление производства, создание
рыночной инфраструктуры невозможны без инвестиций, вложения средств в
бизнес с целью получения прибыли или социального эффекта. У нас же,
говоря про инвестиции, чаще всего имеют в виду вложения областного
бюджета в различные объекты соцкультбыта.
Причина отсутствия реальных инвестиций в экономику города известна давно. И заключается она в неумении уже бывшего руководства четко сформулировать цели и задачи инвестиционной политики. Соответственно, привлечь инвесторов просто нечем. А если и есть чем, то нет им возможности это объяснить. Хотя попытки были.
Различные делегации в Белогорск приезжали неоднократно. Были китайцы, корейцы, японцы и даже американцы. Приезжали, смотрели и уезжали. К примеру, 15 июня 2003 года в Белогорск посетила американская делегация. Они хотели ознакомиться с состоянием инвестиционных проектов на территории Приамурья и проанализировать готовность инфраструктуры города и области к расширению сотрудничества с американским бизнесом. Уехали ни с чем…
Весной 2004 года в Белогорске побывала очередная официальная делегация КНР во главе с секретарем горкома КПК города Хэйхэ Чжан Юнганом. Целью поездки стало личное знакомство с главами администраций городов и районов области, посещение предприятий промышленности и возможности дальнейшего сотрудничества. Несмотря на похвальные речи со стороны руководства города о перспективности города и тому, что, оказывается, «в мире немало желающих вкладывать инвестиции в Белогорск», гости не особо заинтересовались сотрудничеством. Не впечатлил их даже и «Золотой рубль», купленный главой за 10 тысяч рублей. Так ничего конкретно и не решив, китайцы вернулись в Поднебесную.
Когда в этом же году Белогорск посетила корейская делегация, в администрации тоже говорили, что в городе есть реальные перспективы развития животноводства, которым должны заинтересоваться корейцы. Но где в Белогорске собираются развивать животноводство, до сих пор так никто и не понял.
Потом были еще китайцы, еще корейцы. Результат все тот же - отсутствие результата…
Кстати, стоит отметить, что городское руководство совместно с дружественными коммерсантами и сами неоднократно посещали Поднебесную, аргументируя необходимость визитов перспективами дальнейшего сотрудничества. Но никаких контрактов за восемь лет так и не было подписано, и сколько денег из городского бюджета потрачено на безрезультатные командировки - доподлинно неизвестно.
Зато был один инвестиционный проект, о котором в буквальном смысле слова с 2006 года «гремело» городское руководство - строительство лесоперерабатывающего комбината. Озвученная сметная стоимость этого проекта покоряла воображение - более 400 млн евро! Инвестором должен был стать Чешский национальный банк. Даже была выделена площадка в 150 гектаров в южной промзоне Белогорска. Белогорцам обещали, что в полную силу производство должно было заработать в 2008 году. А это означало как увеличение налогооблагаемой базы, новые рабочие места, так и прочие блага от инвесторов.
Само собой, белогорцы новость о строительстве комбината встретили с энтузиазмом. А немного позже (в октябре 2006 года) вышла статья в «ТВС-анонсе» о самих инвесторах «с большой дороги», из которой стало ясно, что все разговоры о комбинате - лишь предвыборные «штучки». А городское руководство объяснило, что планы по постройке были сорваны из-за некоего фермера, которому в свое время дали землю под распашку, а он, мол, не захотел возвращать ее городу и инвесторам, потребовав большие отступные.
Кстати, за то время, пока городское руководство принимало гостей и ездило к ним с ответными визитами, некогда гордость Белогорска, градообразующее предприятие, завод «Амурсельмаш» окончательно стал банкротом, оборудование было распилено, вывезено и сдано как металл.
Такая же участь постигла и маслозавод. В 2006 году в ходе проверки Роспотребнадзор выявил целый ряд серьезных нарушений в соблюдении дезинфекционного режима и организации технологического процесса. Деятельность маслозавода была приостановлена. В ходе очередной проверки выяснилось, что большинство выявленных ранее нарушений так и не были устранены. Руководство же завода не считало плесень и грибок на стенах в производственных помещениях серьезным нарушением. Разумеется, что в таких условиях изготавливать молочную продукцию было нельзя, и маслозавод был закрыт до устранения всех предписаний. Сегодня он не работает.
Но жизнь в это время в городе не останавливалась. Правдами и неправдами белогорские предприниматели сами открывали сервисные центры, стали производить металлопластиковые окна. А в одном из цехов «Амурсельмаша» даже стали выпускать китайские палочки. Но ко всему этому, к сожалению, городское руководство пока не имеет никакого отношения…
Нина Сапрыкина
Как росла безработица