ТВС-анонс № 39 (1 октября) 2008 г.


Реформа ЖКХ так и не началась

 

жилкомхоз

 

Реформа ЖКХ по-Белогорски. Она закончилась, так и не успев начаться. Слова у местных реформаторов настолько разошлись с делами, что если приглядеться, то в кажущейся бестолковщине и чиновничьей чепухе проступает четкая логика - как будто это некая спецоперация, разработанная по всем правилам военной стратегии. Есть направление главного удара - по кошелькам жителей домов, есть ложный отвлекающий маневр - призыв властей к созданию управляющих компаний. И есть итог. Он, к сожалению, как ни крути, не в пользу жителей. Как всегда, они оказались проигравшими.

 

«Бедный» город Белогорск»

 

ImageВпервые о необходимости проведения так называемого реформирования в ЖКХ городские власти заговорили еще почти восемь лет назад. Причины, по их мнению, лежали на поверхности: «куда ни кинь, везде одни дыры и долги». И как обычно в ход были пущены излюбленные приемы: мол, это не администрация, а область требует, правительство, в конце концов; денег не хватает ни на что; Белогорск-бедный город и прочие жалостливые причины.

 

Об эффективности управления жилищно-коммунального хозяйства говорили только те, кто был уверен, что именно в бесхозяйственности кроется причина полного бардака в системе ЖКХ Белогорска. Но таких было мало, а другие пытались найти деньги. И нашли их в карманах белогорцев. Тогда администрация решила установить почти предельный уровень квартплаты, повысив его до 80 процентов.

 

Так городские чиновники вошли в историю. До этого никогда еще квартплата не росла так стремительно, как за 2001 -2004 годы. И если бы не сопротивление группы депутатов, она была бы 100-процентной к 2002 году.

 

Между тем, федеральное правительство говорило, что реформа ЖКХ - это прежде всего, повышение качества услуг, а не цен на них. Там признавали, что требование обязательной стопроцентной оплаты - это перегибы на местах. Даже в Москве в то время люди оплачивали лишь 43 процента от федерального стандарта. Но в Белогорске этого так и не услышали. Вернее, не захотели услышать.

 

В 2003 году скачок цен на услуги ЖКХ произошел сразу на 50 процентов. Причем белогорцев об этом заранее предупреждать не стали. Многие узнали о повышении, когда пришли платить за квартиру.

 

С 1 января 2005 года квартплата увеличилась еще на 30 процентов, а уровень оплаты коммунальных услуг достиг долгожданных чиновниками 100 процентов. Но как оказалось, это было только начало. В августе 2005 квартплата увеличилась на знаменитые 57 процентов. А в феврале 2006 рост цен на коммунальные услуги превзошел ожидания даже самых пессимистично настроенных горожан. Тогда депутаты проголосовали за 11 процентов повышения, полагая, что глава отменит свое постановление о 57 процентах. Но этого не произошло. В результате квартплата увеличилась на 68 процентов (57+11), и за трехкомнатную квартиру в 54 кв. метра с тремя проживающими жители города стали платить 3027 рублей. Так «квартплата» и «обман» стали для них практически синонимами.

 

…Тогда им казалось, что это предел, хуже уже не будет. Но оказалось, будет, и еще не раз. С 1 января 2007 года произошло очередное повышение на 12,5 процентов. А в начале 2008 повышение квартплаты прошло в два этапа. С 19 января увеличилась плата за содержание и техобслуживание жилья, вывоз твердых бытовых отходов. С 23 февраля - плата за коммунальные услуги. В целом оплата за услуги ЖКХ повысилась на 18 процентов. Теперь стоимость ЖКУ трехкомнатной квартиры с тремя проживающими составляет более 4 тысяч рублей.

 

Скорее всего, не исключением станет и 2009 год. Уже сейчас в области открыто говорят, что рост цен на ЖКУ может произойти на 17 процентов…

Дела мазутные…..

 

Image«Повышение платы за жилищно-коммунальные услуги - мера вынужденная». Из года в год именно эту фразу повторяют чиновники. При этом объясняют, что повышаться она будет до тех пор, пока не ограничат рост цен на электроэнергию, топливо, ГСМ и так далее. Стоит заметить, что ход весьма верный. Многие прекрасно понимают, что, скорее всего этого не произойдет никогда.

 

Между тем, никто из чиновников во всеуслышание не объясняет, в чем кроется главная причина высокой квартплаты. Белогорск в этом плане, если не считать северные города Зея и Тында, впереди «планеты» всей. Все дело в котельных, работающих на мазуте. Они поставляют более 40 процентов тепла для всего жилого фонда. А мазут, как известно, гораздо дороже угля. На его покупку город тратит почти полмиллиарда рублей за один отопительный период. Соответственно, эта сумма тоже входит в квартплату, которую потом платят белогорцы независимо оттого, какая котельная отапливает их дом.

 

- Примерно 60 процентов квартплаты составляет стоимость тепла, - поясняют специалисты.

 

Для сравнения: в Благовещенске основную долю тепла поставляет ТЭЦ. Затраты этого предприятия на выпуск 1 Гкал теплоэнергии гораздо ниже, чем в Белогорске. Соответственно и квартплата в областном центре не идет ни в какое сравнение с нашей. Только в 2008 году она достигла 2787 рублей за трехкомнатную квартиру с тремя проживающими. До этого была еще ниже.

 

Но избавляться от мазутных котельных городские власти почему-то не спешили. Быть может потому, что именно этот вид топлива трудно поддается учету. Проверить, сколько на самом деле его сожжено в топках, практически невозможно.

 

Помните историю с похищением 40 тонн мазута с котельной «Амурсельмаш»? Тогда руководство этой котельной получило мазут в долг от МУП «БКС». То есть, свои деньги за него не вкладывались. По окончании отопительного сезона сэкономленное топливо полагалось вернуть городу. Но оно чуть не «ушло». Уголовное дело по этому факту в результате закрыли. И, несмотря на то, что были известны личности водителей мазутовозов, виновных так и не нашли…

 

При этом практически каждый год администрация обращается к депутатам с просьбой, разрешить отдать под залог какой-нибудь муниципальный коммунальный объект для получения кредита на приобретение мазута. И депутаты дают на это свое согласие, ведь в противном случае отопительный сезон может быть сорван.

«Денежный интерес»

 

Похоже, под видом реформы ЖКХ нам подсунули что-то другое, чему и названия-то нет. То ли это «новая коллективизация», то ли широкомасштабная рейдерская операция по переделу собственности. Причем, состоялась она только со второй попытки. Первая компания по выбору способа управления многоквартирными домами развернулась еще в декабре 2005 и январе 2006 годов. Просто тогда городские коммунальщики в лице руководителей «БКС» и «ПЖТ», собираясь поделить жилищный фонд, не смогли договориться между собой («ТВС-анонс» подробно об этом рассказывал, - ред.) А администрация, в свою очередь, сделала все возможное, чтобы, якобы, неприбыльное ЖКХ никому постороннему не отдавать. В итоге все осталось, как было.

 

Но 1 мая этого года истекал последний срок, до которого собственники жилья должны были определиться со способом управления. Только в этом случае город имел шанс попасть в программу по проведению капитального ремонта, которая разработана в рамках 185 Федерального Закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Согласно ему, управляющие компании Белогорска могли получить из федерального бюджета более 100 млн рублей.

 

Согласитесь, хороший стимул управляющим компаниям для того, чтобы охватить как можно больше домов. Ведь тогда и «халявных» государственных денег может быть больше. Причем вовсе не обязательно тратить их по назначению все до копейки. Главное, сделать вид. «Там подкрасить, здесь подмазать» и благополучно отчитаться. За примером далеко ходить не нужно. Многие до сих пор «хорошими словами» вспоминают, как в лютые декабрьские морозы в некоторых подъездах побелили и покрасили на 10 млн рублей, выделенных из областного бюджета («ТВС-анонс» подробно об этом писал в статье «Дай дуракам 10 миллионов», - ред.).

 

Видимо, денежный интерес «сделал свое дело» и на этот раз. По большому счету, чиновники только создали вид, что собираются «раздать» дома управляющим компаниям и создать среди них конкурентную среду. На самом деле для них результаты были вполне предсказуемы еще задолго до того, как ситуация прояснилась окончательно.

 

Оказалось, что практически весь жилой фонд (1 млн квадратных метров жилья или около 700 многоквартирных домов, - ред.) отдали под управлении ООО «Управляющая компания», основным соучредителем которой является ТООР «ПЖТ». Всем остальным желающим, в числе которых были депутат Иван Посталенко, директор ОАО «Белогорскгазсервис» Валерий Зиятдинов и другие предложили взять на обслуживание в основном деревянные бараки, к тому же невыгодно расположенные в разных микрорайонах города. Не разрешили власти участвовать в программе фонда по капитальному ремонту и двум жилищным кооперативам, которые, по сути, вполне можно назвать самостоятельными управляющими компаниями…

Пассивные потребители

 

А долгожданные более 100 млн рублей ООО «Управляющая компания», наверняка, скоро получит. Сначала ее представители говорили, что этих денег хватит на капитальный ремонт 60 домов. Потом это число сократилось до 25 домов, а теперь в списках, которые были представлены депутатам горсовета, значится только 18 из них. И дай Бог, чтобы хоть там ремонтные работы были проведены.

 

Судя по прошлому опыту предыдущих многочисленных банкротств предприятий, входящих в ТООР «ПЖТ», вполне ведь может случиться и так, что и вновь созданную управляющую компанию не обойдет та же участь.

 

Ведь даже специалисты коммунальных предприятий признают, что по большому счету реформа ЖКХ по-Белогорски как раз и вылилась в серию «продуманных» банкротств.

 

При таком раскладе говорить о создании стимулов у предприятий ЖКХ по улучшению состояния соответствующей отрасли, не приходится. Хотя бы потому, что основные задачи, которые должна решать реформа ЖКХ, заключаются вовсе не в поиске дополнительных средств и не в оплате коммунальных услуг жителями в размере 100 процентов. Тем более, что по оценкам специалистов, стопроцентная оплата в действительности означает переплату в 1,5-4 раза от себестоимости реально предоставляемых услуг.

 

Ситуация усугубляется еще и тем, что пока население является не заказчиком, а лишь пассивным потребителем услуг ЖКХ, не имея возможности влиять на их поставщиков. Сделать так, чтобы производители этих самых услуг были заинтересованы в повышении их качества и снижении затрат, до сих пор никто в общем-то не старался. Всех и так все устраивает. Всех, кроме жителей. Для них выход один. Добиться изменения ситуации можно будет только тогда, когда население станет реальным заказчиком услуг ЖКХ, распорядителем средств, выделяемых на ЖКХ, и сможет выбирать поставщиков услуг.

 

Иными словами, необходимо создание рыночной конкурентной среды в сфере ЖКХ. Об этом неоднократно говорили и Президент, и представители Правительства РФ. А из всех кандидатов на должность главы Белогорска об этом (в том числе и ликвидации в городе котельных на мазуте) говорит лишь один кандидат…

Анастасия Чернявская

 

Какая квартплата в Амурской области

Город

Содержание и ремонт жилья, 1м²

Водоснабжение, 1 чел.

Водоотведение, 1 чел.

Горячее водоснабжение 1 чел.

Отопление, 1м²

Вывоз мусора, 1 чел.

Итого

п.Прогресс

7,5

53,5

71,8

67,4

17,2

26,4

1991

Благовещенск

9,0

108,8

85,1

190,6

21,0

4,1

2788

Шимановск

11,5

82,6

47,0

145,7

23,8

22,9

2801

Райчихинск

7,5

171,3

127,1

224,7

32,5

28,0

3812

Свободный

11,8

130,2

103,9

229,0

31,9

22,5

3815

Белогорск

10,8

87,6

115,1

249,0

37,5

20,6

4027

Тында

18,8

52,5

124,4

295,1

31,6

24,8

4213

Зея

15,9

149,4

189,0

364,0

42,7

18,6

5331

Наверх / Назад