ТВС-анонс № 41 (15 октября) 2008 г.


Куда жаловаться на коммунальщиков

 

жилкомхоз

 

Как отмечают специалисты Роспотребнадзора, количество жалоб на качество услуг в сфере ЖКХ за прошедшие несколько лет увеличилось вдвое. Судя по всему, в жилищно-коммунальной сфере собственники жилья стали активным субъектом отношений. Постепенно, с учетом непомерно высоких тарифов, многие начали четко понимать, что они не только потребители, но и заказчики услуг. Вот только вопросов все равно больше, чем ответов. Как выяснила корреспондент «ТВС-анонса» Анастасия Чернявская, люди просто не знают, кому жаловаться на некачественные услуги либо их полное отсутствие.

 

ImageКак поясняет специалист-эксперт межрайонного территориального отдела Роспотребнадзора Галина Яшина, в любом случае все поступающие к ним письменные жалобы и обращения рассматриваются в соответствии с законом «О порядке обращения граждан в РФ». Даже если они не по адресу. Единственное, в заявлении должны быть четко указаны фамилия, имя и адрес того, от кого оно поступило. Еще лучше, если будут сформулированы конкретные требования об устранении недостатков, а не сплошные эмоции. Тогда и специалистам Роспотребнадзора легче будет определить, в чьей компетенции находится решение заявленной проблемы.

 

- Очень много жалоб поступает на услуги ЖКХ, - рассказывает Галина Яшина. - Но разобраться, кто виноват и что делать, зачастую непросто. К примеру, затопило подвал. По сути, это нарушение санитарного законодательства. Но необходимо выяснить, по какой причине произошло затопление. Может, потому что трубы вовремя не поменяли. Да и в других проблемах ЖКУ очень сложно разграничить, что это: нарушение прав потребителей, нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами или коммунальная услуга ненадлежащего качества.

 

Все, что может сделать Роспотребнадзор - это привлечь виновника к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства или закона «О защите прав потребителей». Все остальные проблемы коммунального характера под контролем держат в государственной жилищной инспекции Амурской области, которая находится в Благовещенске, по адресу: ул. Красноармейская, 110. Именно туда перенаправляются заявления жильцов, о чем их должны уведомить в письменном виде.

 

На этой неделе специалисты жилищной инспекции приехали в Белогорск с проверкой. Сейчас на их учете десять многоквартирных домов.

 

- Большинство жалоб на отсутствие отопления в многоквартирных домах или отдельных квартирах, - рассказывает жилищный инспектор Зоя Василенко. - Причем начало этих проблем было положено еще в конце прошлого отопительного сезона. Тогда мы выписали предписания по устранению недостатков, а сейчас проверили исполнение этих предписаний. Понятно, что пока не установилась стойкая минусовая температура на улице, сложно сказать, изменилась ситуация в лучшую сторону, или нет. Поэтому позже планируем провести еще одну проверку. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что ни одно из предписаний полностью не выполнено. Коммунальщики устранили только те недостатки, которые практически не требовали денежных расходов.

 

По словам Зои Василенко, следующий приезд специалистов жилищной инспекции в Белогорск будет более обстоятельным. Поскольку в этот раз не удалось разобраться, кто за что отвечает.

 

- Дело в том, что многие предписания были направлены еще в адрес «БКС+», - поясняет жилищный инспектор, - а сейчас обслуживающей организацией является ООО «Управляющая компания». Бланк типового договора работники этой компании нам не предоставили. Судя по всему, по возвращению в Благовещенск будем делать официальный запрос на представление всех необходимых документов. И тогда будет уже точно ясно, что с кого спрашивать. Бывает ведь и так, что договоры составляются фактически в одностороннем порядке. Когда управляющая компания берет на себя минимум обязанностей, а на плечи жильцов, кроме оплаты коммунальных услуг, ложатся все остальные проблемы и финансирование по их устранению.

 

Вместе с тем, в жилищной инспекции тоже отмечают, что жалоб из Белогорска стало значительно больше. Иногда люди пишут о своих проблемах годами, но ситуация не меняется, несмотря на многочисленные предписания по устранению недостатков.

 

- Получается, что если предписание не выполнено в срок, составляется протокол, который направляется мировым судьям. Там его рассматривают и привлекают должностных лиц к административной ответственности. Штраф от 500 рублей до 10 тысяч - это все, что они могут получить в качестве наказания. Устранение нарушений в рамках рассмотрения протокола в суде не требуют. Для этого нужно составлять отдельное исковое заявление, что, в принципе, бывает крайне редко. В итоге все начинается сначала: жалоба жильцов, предписание, протокол, суд, штраф.

 

Кстати, о том же рассказывают и специалисты Роспотребнадзора. Там признают, что коммунальщикам гораздо выгоднее административный штраф заплатить, нежели вкладывать средства в замену труб, кровли или каких-то других масштабных финансовых мероприятий.

 

- Есть одна женщина, которая по улице 50 лет Комсомола живет, - рассказывают специалисты Роспотребнадзора. - Так вот, она уже семь лет пишет жалобы во всевозможные инстанции по поводу сырости в квартире из-за затопленного подвала и неудовлетворительного отопления. Говорят, за это время инвалидность заработала. Уверены, что если бы в суд заявление подала, уже бы давно проблему решила, а может, еще и моральный вред возместила.

 

Вот только обращаться в суд белогорцы не спешат, прекрасно понимая, что процесс это длительный. Но, похоже, что он самый действенный. Помните историю про жителя дома по переулку Вольный Игоря Зайцева? Напомним, что в суд он обратился спустя пять лет бесполезной переписки с коммунальщиками. Все это время он требовал провести ремонт в подъезде. Дом, в котором он проживает, был сдан в эксплуатацию более 13 лет назад, и ни разу за это время в счет платы за техобслуживание там не производились даже «косметические» ремонтные работы.

 

До недавнего времени это красноречиво подтверждали грязные потолки и стены, облупившаяся штукатурка, выбитые стекла в подъездах. Но в итоге ремонт все же сделали. К тому же суд частично удовлетворил его требования по техническому обслуживанию жилого дома, обязав МУП «БКС» выплатить заявителю две тысячи рублей в счет компенсации морального вреда.

 

Вот только пока это единичный пример, когда нет больше сил молчать и терпеть, но есть твердое желание изменить ситуацию к лучшему.

Наверх / Назад