ТВС-анонс № 44 (5 ноября) 2008 г.


В Россию может вернуться дефицит

 

экономика

 

В ближайшее время совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ планирует принять постановление, разъясняющее применение четвертой части Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января этого года. Текст проекта постановления уже разослали почти всем столичным информационным агентствам и СМИ. В нем утверждается, что ввоз в Россию любого иностранного товара без разрешения обладателя товарного знака является противоправным. То есть фактически этот товар будет считаться контрафактным. Как выяснила корреспондент «ТВС-анонса» Анна Нурадилова, если это произойдет, изменения коснутся не только торговых компаний, но и рядовых покупателей.

 

ImageВсе началось с японских компаний Nissan и Toyota, представители которых обратились в российскую таможню с требованием запретить ввоз в РФ продукции, носящей их фирменный знак. До этого с аналогичной просьбой уже обращались в Федеральную таможенную службу и руководство компании BMW. Впрочем, другие иностранные производители и их официальные представители в России, апеллируя к четвертой части Гражданского кодекса, тоже давно требовали остановить якобы незаконный ввоз их продукции. В этом году таможня некоторые требования удовлетворила, начались суды.

 

Уже сейчас известны судебные решения, вынесенные в пользу конфискации товара, не имеющего никакого отношения к автомобильному бизнесу. Под «раздачу» попадают даже коммунальщики. К примеру, 15 февраля 2008 года Арбитражный суд Вологодской области удовлетворил иск таможни о привлечении к административной ответственности ГУП «Вологдаоблкоммэнерго». Решением суда у предприятия конфисковано около трех тонн изоляционных материалов, которые были приобретены вологжанами по контракту в Чехии. Суд счел нарушением ввоз на территорию РФ данного товара, поскольку на это не было получено разрешение владельца товарного знака - одной из датских компаний. В итоге, его конфисковали, посчитав контрафактным. Коммунальщики понесли миллионные убытки.

 

Однако если сейчас у компаний, пострадавших от таких судебных решений, теоретически существует надежда на их пересмотр, то с принятием вышеупомянутого постановления таких шансов не будет. «А пока в СМИ идут споры о том, как на нас повлияет мировой финансовый кризис, принятое судейское постановление без всяких мировых кризисов может отбросить нас даже не в 90-е годы, а в советские времена дефицита, низкого качества товаров в свободной продаже и торговле качественными товарами втридорога».

 

Об этом говорят инициаторы письменного обращения в Высший арбитражный суд, под которым подписались уже около 40 тысяч человек. Сбор подписей против принятия столь «жестких» разъяснений организован на сайте monopoiizmy.net.

 

В проекте постановления говорится буквально следующее: «При рассмотрении дел о нарушении исключительного права на товарный знак судам надлежит учитывать, что ввоз на территорию РФ товара с нанесенным на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака этим способом является самостоятельным нарушением. Лицо, осуществившее ввоз товара, является нарушителем и в том случае, если оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, а также и тогда, когда оно приобрело товар у самого правообладателя, но не заключило договор о предоставлении ему права на ввоз товара на территорию РФ».

 

- В конечном итоге приведет это к полному абсурду, - считает замдиректора по финансовым вопросам автоцентра «МАКС» Татьяна Хлестунова. - Сейчас ведь весь товар помечен торговой маркой, будь то нижнее белье, тюбики с зубной пастой, бытовая техника или что-то другое, используемое всеми ежедневно. Выходит, что для ввоза всех иностранных товаров и продуктов питания нужно будет связываться с его производителями и получать личное разрешение. Я не говорю про ввоз автомобилей и бизнес подержанных иномарок…По Дальнему Востоку это ударит в первую очередь и, думаю, сильно. Нельзя сказать, что для компаний, специализирующихся на продаже автомобилей и автозапчастей, ситуация будет критической. Прежде всего пострадают покупатели. Выбор будет меньше, а цены гораздо выше.

 

С этим вряд ли поспоришь, если учесть, что специальные разрешения от производителей, наверняка, смогут получить не все желающие. Сейчас, например, мы можем приобретать идентичный товар в сотнях магазинов, выбирая из большого количества импортеров. Но может быть и так, что придется отыскивать в городе дилера, который только и будет иметь право его продавать. И еще не факт, что таковой отыщется.

 

В общем, вопросов больше, чем ответов. Одни говорят, что это Госдума приняла такой закон, пусть она и вносит изменения, другие не соглашаются, поясняя, что закон нормальный, просто суды и таможня трактуют его неправильно. И судя по всему, инициаторы акции по сбору подписей против принятия постановления, обращением в Верховный суд ограничиваться не собираются. Многие из них уже высказали предложение коллективно обратиться в федеральную антимонопольную службу. Главное - не молчать, соглашаются представители некоторых белогорских компаний. Вспоминают при этом всероссийские акции протеста, касающиеся запрета «праворульных» автомобилей. Прислушались тогда законодатели, может, и сейчас уразумеют, что экономике не помогут административно-командные методы.

Анна Нурадилова

Наверх / Назад