ТВС-анонс № 50 (17 декабря) 2008 г.


Педагогический протест

 

забота о людях

 

В рамках национального проекта «Образование» правительство переводит учителей на новую систему оплаты труда. По новым правилам основная часть зарплаты педагога определяется качеством преподавания, а не тем, сколько часов отработал учитель. В 2008 году большая часть школ Амурской области перешла на новую систему финансирования. С 1 сентября получать по-новому стали и учителя восьми школ Белогорска. И хотя в теории одна из целей проекта - повысить доходы педагогов, на практике новая заработная плата устраивает далеко не всех.

 

ImageВ старой системе, построенной на принципах единой тарифной сетки, главным образом были предусмотрены выплаты учителям за количество проведенных уроков. При этом за каждым уроком подразумевался одинаковый объем внеклассной работы: подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися и воспитательная работа. При этом не учитывалось, сколько раз педагог посещает с детьми различные выставки, или какая творческая работа им проведена.

 

Модель новой системы оплаты труда состоит из двух частей: базовой, где оплачивается количество уроков, и стимулирующей, которую составляет внеклассная работа и качество труда учителя. Это подразумевает отказ от единой тарифной сетки, по которой оплачивался труд учителей ранее и учет большого числа различных расчетных нормативов и поправочных коэффициентов. Качество работы учителей оценивается по результатам экзаменов, творческих конкурсов, олимпиад, в которых участвовали их ученики.

 

В Белогорске в этом году на новую систему оплаты труда перешли восемь школ - NN1, 3, 4, 5, 10, 11, 17, 200. Предполагалось, что индивидуальные расчеты для каждого педагога будут благом - уходом от уравниловки, поощрением учителей-лидеров. Однако, получив свою первую зарплату по-новому, некоторые белогорские учителя не досчитались нескольких тысяч рублей.

 

- Когда наш коллектив перешел на новую оплату труда и мы увидели тарификацию, первая реакция - все были в шоке, - рассказала педагог одной из белогорских школ. - Кто-то молча это перенес, но были и такие, кто плакал, возмущался. Необъяснимо было то, почему по-новому учителя получают сто рублей за проверку тетрадей. Независимо, сколько ты их проверил. А раньше было больше. За классное руководство теперь оплата всего 210 рублей. А было и 300, и 500.

 

Особенно новшество отразилось на тех, кто ведет такие предметы, как музыка и рисование.

 

- Дело в том, что все предметы поделены на четыре группы сложности, - рассказала директор СОШ N5 Ирина Молчанова. - В первую и самую сложную входят русский язык, литература, иностранный язык и математика. Учителя этих предметов получают заработную плату по самому высокому коэффициенту. Во вторую группу входят история, обществознание, география, биология, информатика, физика и химия. Третья - право, экономика, технология. И четвертая группа - астрономия, ИЗО, музыка, черчение и ОБЖ. У них самый низкий коэффициент за сложность работы. Наши два педагога-физкультурника сильно потеряли в зарплате, самое обидное, что у них высшая категория. Раньше они получали больше. Но я считаю, что их зарплата нормализуется за счет стимулирующих надбавок. Они ведь проводят много различных соревнований, и согласно новому финансированию будут получать за них премии.

 

В то же время учителя физкультуры или рисования не считают, что они меньше выкладываются на уроках, чем их коллеги по русскому или алгебре.

 

Не повезло и классным руководителям, у кого малочисленные классы. Ведь расчет ведется исходя из количества в классах учеников. Для того, чтобы получать приличную зарплату, в классах должно быть не менее 25 учеников. А в некоторых есть и 15-16.

 

Директор школы отмечает, что паника началась из-за сентябрьской зарплаты. Учителя этой школы даже обращались в прокуратуру. Но после проверки выяснилось, что заработная плата рассчитывается правильно. А уже в октябре учителя получили стимулирующие надбавки.

 

- Дело в том, что люди не привыкли к новой системе работы, - говорит Ирина Молчанова. - Уже в октябре, когда начали получать стимулирующие надбавки, у некоторых зарплата получилась выше, чем раньше. Я считаю, что это правильно. Бывают разные дети, разные классы. Но есть такие педагоги, кто машет на них рукой, а есть, которые болеют всей душой. И это ясно прослеживается в работе с учениками. Следовательно, и платить им нужно больше.

Нина Сапрыкина

Наверх / Назад