ТВС-анонс № 6 (13 февраля) 2008 г. 


Достучаться до начальства...

 

доносы

 

За лживые доносы в России наказывают, поскольку статью Уголовного кодекса «Заведомо ложный донос» никто не отменял. Только в прошлом году по статье 306 УК было привлечено к ответственности несколько сотен россиян. И это несмотря на то, что в Законе «О порядке обращений граждан РФ», регламентирующем отношения граждан и государства, популярно изложено, как правильно жаловаться. Тем не менее, административное и уголовное преследования вряд ли покончат с традицией «стука» в нашей стране. Рост числа информаторов только подтверждает популярность «горячих линий», открытых во многих учреждениях и спецслужбах. Хотя проявленную бдительность граждан специалисты ведомств оценивают по-разному. С одной стороны они помогают раскрыть некоторые преступления и правонарушения. С другой - «горячие линии» все чаще используются для ложных доносов, чтобы свести личные счеты.

Сторонники «горячих линий» ссылаются прежде всего на опыт западных стран. Там жаловаться можно абсолютно на все: от взяточничества до неряшливости, от единожды сказанного матерного слова на работе до разглашения финансовой тайны. Все заявления рассмотрят так называемые офицеры по этике. Они, если нужно, проведут расследование, как в кино, с опросом свидетелей и прослушиванием рабочего телефона. Виновного накажут увольнением или штрафом. Стукача премируют, если он, конечно, пожелает выйти из тени. Все четко, ясно и отработано до мелочей.

Нужно признать, что к тому же стремятся в России. Вот только пока у нас не всегда это получается. К примеру, в Белогорске активно жаловаться призывают горожан практически все городские ведомства и службы и даже городская администрация. Точной статистики никто не ведет, но ответственные за «горячие линии» работники отмечают, что за прошедшие два года белогорцы доносить стали в несколько раз чаще.

- У нас горячая линия работает даже в выходные дни, - рассказывает помощник прокурора Белогорска Ирина Волошина, - но сразу даже не скажешь, на что жалуются чаще. И на взяточников, и на соседей, сдающих жилье в аренду, и на очереди при оформлении субсидии на квартиру...

Есть и такие, кто годами «стучит» и пишет жалобы на всех, с кем хоть однажды общался и остался неудовлетворен этим общением.

- К нам, слава богу, только одна такая женщина звонит, - говорят в прокуратуре. - Мы ее уже по голосу узнаем, хотя она все время представляется по-разному. При этом требует исключительно прокурора, рассказывая, как ее обидел какой-нибудь сосед или невежливый продавец в магазине.

В военкомате пик доносов приходится на время военного призыва. С помощью звонков «куда надо» идет борьба с уклонистами. Правда, там официальной «горячей линии» нет. При этом звонки от бдительных белогорцев с радостью принимает даже военный комиссар. Вот только он отмечает, что иногда его сотрудникам время на проверку поступившей информации приходится тратить впустую, поскольку часто выясняется, что донос был ложным.

В налоговой инспекции «горячая линия» существует уже два года. Здесь даже подумывают о введении поощрений для правдивых доносчиков. С их помощью удалось выявить руководителей предприятий, которые платят «серую зарплату», а также много других случаев нарушения налогового законодательства.

- Теперь к нам звонят раз пять в неделю, - говорят в налоговой инспекции, - раньше звонков было гораздо меньше.

И даже в городской больнице недавно тоже открыли «горячую линию». Как признался главный врач Андрей Рудь, первые десять дней он лично принимал звонки. Говорит, что узнал много интересного.

- На хамство медработников часто жалуются, - пояснил Андрей Рудь. - Мы потом разбираемся со всеми, чьи имена были названы. Думаю, что они вряд ли захотят повторить подобное. А скоро еще и почтовый ящик в поликлинике повесим. С помощью него также можно будет о непорядках сообщать.

В милиции тоже есть «свои клиенты». Там «горячую линию» называют телефоном доверия и рассказывают, что в прошлом году на нее поступило 20 сообщений о преступлениях и происшествиях, но информация подтвердилась только в половине случаев.

- Каждый звонок фиксируется в специальном журнале, даже если он анонимный, - рассказывает ответственный за телефон доверия сотрудник ГРОВД. - Затем участковый должен проверить правдивость доноса и принять соответствующее решение.

Хотя формально анонимный звонок не обязан проверяться и уж тем более использоваться в качестве повода для возбуждения дела. Но милиционерам известно, что анонимку всегда можно оформить как оперативную информацию, поступившую он конкретного лица.

Такое положение дел, по-видимому, устраивает всех, даже ложных доносчиков. Поскольку доказать, что несоответствующая действительности информация была распространена преднамеренно (за исключением сообщений о заложенной бомбе) довольно сложно. И если человек потом раскается и скажет, что искренне заблуждался, ложным доносом это считаться не будет. Выходит, что с юридической точки зрения доносчик находится в очень выгодном положении. Даже если с его «легкой руки» окажется испорчена чья-то репутация, карьера, а может, и жизнь…

Но ведь это будет уже совсем другая история…

Впрочем, любителям ложных доносов все же следует помнить, что, как говорится, «земля круглая»: если сегодня вы «настучали» на соседа или конкурента, завтра то же самое могут сделать и с вами...

Анна Нурадилова

 

Куда «стучать»

 

Администрация г. Белогорска: 2-65-82
Налоговая инспекция: 2-56-35
Прокуратура г. Белогорска: 2-27-80
Милиция: 2-32-30
Военкомат: 2-08-24
Городская больница: 2-40-91

Наверх / Назад