ТВС-анонс № 2 (21 января) 2009 г.


АИ-92 с заправок не исчезнет

 

топливо

 

Несколько веков назад самым распространенным средством передвижения были лошади. Жизнь современного человека практически немыслима без автомобиля. Поездки на работу с комфортом, «вылазки» на природу, «шопинг» - это и многое другое без «железного друга» было бы весьма затруднительно. Но среди многочисленных плюсов авто есть и минусы. К примеру, все машины «кушают» бензин, а производство самого ходового и относительно доступного из них (АИ-92) грозились «прикрыть» на правительственном уровне с января этого года.

  

ImageВопрос о запрете производства бензина АИ-92 дискутировался в России давно. Точку в дебатах сторонников и противников поставило Правительство России, утвердив в феврале прошлого года технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Он разделяет автомобильное топливо на 5 категорий в зависимости от его качества, соответствующего европейским стандартам.

 

Напомним, что экологический стандарт «Евро», регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, был разработан Евросоюзом в 1992 году. Впоследствии его сменяли более экологичные стандарты: «Евро-2» в 1995 году, «Евро-3» в 1999, «Евро-4» в 2005. С января этого года в Европе для дизельных грузовиков введен «Евро-5». В России же стандарт «Евро-2», которому отвечает АИ-92, был введен лишь в 2005 году.

 

Также регламент устанавливает сроки перехода отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на производство более экологичного топлива. Согласно документу, с января этого года запрещаются бензин и дизель стандарта «Евро-2», «Евро-3» действует до 31 декабря, а переход с «Евро-4» на «Евро-5» должен произойти 1 января 2013 года.

 

Однако на деле точка оказалась запятой. В сентябре прошлого года действие регламента было временно приостановлено, так как вокруг него разгорелись нешуточные «поправочные страсти». Одни предлагали отложить введение стандарта «Евро-3» (соответствующий ему бензин должен иметь октановое число не менее 95), мотивируя тем, что нефтеперерабатывающая отрасль не успеет к концу года переоборудовать свои мощности под новые требования. Ведь с повышением класса топлива требования к его составу возрастают. Если в бензине «Евро-2» ограничиваются лишь содержание серы и бензола, то в «Евро-3» к уже существующим ограничениям добавляются новые требования по кислороду, ароматизаторам, метанолу.

 

Другие задумались об автовладельцах, которым замаячивший «Евро-3» предвещал повышение цен на бензин. Третьи и вовсе считали, что говорить об остановке производства самого ходового в России бензина пока просто бессмысленно.

 

- Сначала надо создать такие обстоятельства, чтобы бензин АИ-92 перестал пользоваться спросом, - говорят поддерживающие последнее мнение белогорские автовладельцы. - Но тот автомобильный парк, который имеется в стране, в том числе и в Белогорске, в большинстве своем «работает» на 92-м бензине. Как можно остановить производство топлива, если оно популярно?

 

То, что бензин АИ-92, равно как и АИ-80, действительно востребован, подтверждают и в Белогорском филиале ОАО «Амурнефтепродукт».

 

- У нас структура реализации выглядит следующим образом: 28 процентов выпадает на долю АИ-92, 22 процента - на АИ-80, 22 процента - на дизельное топливо, - рассказал один из сотрудников филиала, - высокооктановые марки, которые приближаются к стандарту «Евро-4», АИ-95 - 17 процентов и АИ-98 - всего лишь 2 процента.
По его словам, бензином АИ-95 белогорский филиал стал торговать три года назад. Тогда потребность автолюбителей в нем составляла 300 литров в сутки, сегодня объемы доходят до 2,5 тысяч литров. Аи-98 - тоже «новобранец» на рынке. Его компания распространяет два года.

 

- Эту марку покупают в основном те, у кого дорогие японские автомобили, - отметили в Белогорском филиале ОАО «Амурнефтепродукт». - Они, естественно, берегут свою технику. Вот если бы в структуре реализации АИ-92 составляло 5 или 6 процентов, то можно было бы сделать вывод о его ненужности, и о том, что общество созрело для запрета его производства.

 

Чью сторону примут на правительственном уровне, еще неясно. Это станет понятно из поправок, которые сейчас разрабатываются для внесения в технический регламент. Но в любом случае пока бензин АИ-92 с бензоколонок не исчезнет. Согласно техническому регламенту, нефтяные компании могут распродавать свои запасы еще в течение пяти лет.

Елена Аверина

Наверх / Назад