Сегодня на Амуре № 19 (8 июля) 2009 г.


Школьная форма: за и против

 

образование

 

Не за горами новый учебный год. Именно в июле дети вместе с родителями начинают к нему готовиться, закупая «школьный арсенал». И если раньше вся страна училась по одним учебникам и ходила в одной и той же школьной форме, то сегодня каждая отдельная школа - это мини-государство, и нужно следовать его законам. Ежегодно кроме обязательных учебников и новомодных пособий, некоторым ученикам придется потратиться и на форму, которая бы соответствовала введенному дресс-коду. Что наденут 1 сентября белогорские школьники, узнавала корреспондент газеты «Сегодня» Нина Сапрыкина.

 

ImageЗа последние 20 лет школьный дресс-код претерпевал не одно изменение. На государственном уровне школьную форму отменили в 1992 году. На смену чопорным черно-коричневым платьицам пришли джинсы и толстовки. Впрочем, одевались школьники кто, во что горазд. Помимо того, что одежда стала формой самовыражения детей, она стала все больше подчеркивать социальный статус учащихся. Потому через какое-то время учителя и директора школ стали призывать к нормам и правилам в одежде. Поняв, что к старой форме детей вряд ли вернешь, руководство школ стало искать альтернативу. И некоторые пришли к идее шить единую форму для учеников на новый современный манер. Цвета и фасон стали обсуждаться с родителями.

 

В Белогорске первой, кому удалось не только ввести в своем учебном заведении школьную форму, но и закрепить нововведение, стала Гимназия искусств. С 1996 года ученикам рекомендовалось одеваться в классическом стиле: преимущественно белый верх, черный низ. Затем ввели парадную форму: галстуки и береты цвета «морской волны», которые дополняет эмблема гимназии. Два года назад в этом учебном заведении было решено ввести повседневную единую школьную форму. Но к ее выбору подошли очень тщательно. Неоднократно этот вопрос обсуждался на родительских собраниях, а также с детьми. Был проведен специальный опрос «за и против» среди гимназистов, которые сами предлагали эскизы. В итоге выбрали несколько вариантов, «перенесли» их на плакат и уже среди них был выбран окончательный вариант. Девочки надели оригинальные юбки в клетку, а мальчики - жилеты из такой же ткани.

 

- В новом учебном году ученики с 5 по 8 класс будут носить точно такую же форму, - рассказала и.о. директора Ольга Орехова. - А ученикам старших классов можно надевать классическую строгую одежду. Желательно синего или серого цветов.

 

Два года назад школьная форма была введена для учеников начальных классов в СОШ N1. Однако черные костюмы в полоску для мальчиков и бордовые - для девочек, сшитые на заказ в одном из ателье города, понравились далеко не всем. Да и цена оставляла желать лучшего.

 

- Несмотря на то, что фасон обсуждался на родительском собрании, некоторых не устроила ткань,- вспоминает одна из родительниц. - Этот костюм мы проносили всего год. А в следующем я уже купила новый, почти вдвое дешевле, чем шили.

 

Впрочем, несмотря ни на что, большинство учеников младших классов предпочли форму.

 

В новом учебном году школьная форма появится у первоклассников из СОШ N17. Кроме того, сами пожелали надеть строгие костюмы ученики 7 класса из этой же школы.

 

В прошлом году была попытка ввести школьную форму и в CОШ N4. Однако она не увенчалась успехом.

 

- Фасон и цвет мы обсуждали на родительском собрании, - рассказала мама второклассницы Анна Маркова. - На 1 сентября прошлого года дети должны были прийти в бордовых костюмах. Родители могли их сшить или заказать сами. В итоге пришли кто в чем. Когда на очередном родительском собрании встал вопрос, то наша классная руководительница сказала, что заставить надеть форму школа не вправе. По словам специалиста отдела общего образования Анжелы Солодовник, вполне вероятно, что в новом учебном году будет введена форма в СОШ N5.

 

- У них будут профильные классы, - пояснила она. - Класс пожарных, ГИБДД, железнодорожники. И у каждого класса будет определенная форма. Это уже обсуждалось на родительском собрании.

 

Что же касается других школ города, то руководство не препятствует свободному стилю одежды. Или же ограничивается классической одеждой.

 

- Мы пока школьную форму вводить не будем, - отметила завуч по учебно-воспитательной работе СОШ N200 Нина Хретинина. - Потому считаем, что к этому вопросу нужно подходить очень серьезно. Не просто решить на уровне педсовета, а провести опрос среди детей, родителей, обсудить фасон с модельерами. А пока мы стараемся способствовать тому, чтобы наши ученики придерживались классического стиля.

 

По словам большинства педагогов, определенная форма дисциплинирует и настраивает на учебу.

 

- И школа смотрится совсем по-другому, - отмечает один из родителей Владимир Савинов. - Пусть даже она старенькая с архитектурной точки зрения, но если ученики ходят в ней в форме, то это говорит о высокой организованности школы.

 

Нередки случаи, когда учителям приходится прилагать массу усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающей одеждой некоторых учеников.

 

- Нынешняя мода часто пугает, - высказала свое мнение Марина Крапивина. - Зайдешь школу, а старшеклассницы с обнаженной поясницей, в обтягивающих джинсах, из-под которых плавки видны. О какой учебе они будут думать, обсуждая во время уроков наряды друг друга? Я думаю, если бы во всех школах ввели форму, наверное, и учиться стали бы лучше.

 

Однако большинство учеников против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, «школьная форма - вчерашний день».

 

- Для детей сегодня свобода выбора является проявлением своей индивидуальности, - подчеркнула одна из родительниц. - А это важно.

 

Впрочем, одеваться или нет в классическом стиле, или же носить школьную форму - дело только самих учеников и их родителей. В законе «Об образовании» говорится, что школа имеет право на основании своего устава ввести школьную форму. В уставах школ всегда оговаривается внешний вид школьника: опрятность, деловой стиль.

 

В то же время ничего не сказано об обязательном ношении школьной формы. Для принятия такого решения должно проголосовать большинство родителей. Между тем, не пустить на урок, если «обесформленный» ученик пришел в школу, его не имеют права.

 

- Учитель может лишь порекомендовать родителям, - подчеркнула Анжела Солодовник. - Но ни в коем разе не подразумевается других мер воздействия, таких как двойка за поведение или удаление с урока. Это уже нарушение конституционных прав ребенка. Эти вопросы нужно решать на родительском собрании.

 

А если же действия учителя приобретут «давление» на несогласных, их можно обжаловать у директора, в комитете по образованию или в прокуратуре.

Наверх / Назад