ТВС-анонс № 3 (28 января) 2009 г.


«Между молотом и наковальней»

 

забота о людях

 

Запершило в горле? Разболелась голова? Авитаминоз? Как с этим бороться, нам ежедневно подсказывают рекламные ролики. Исходя из их содержания, без аптек современным людям просто не прожить. И отчасти это верно, особенно если человек страдает серьезным заболеванием, а дорогостоящие медикаменты необходимы ему как воздух. Обычно в этом случае гражданин имеет право получить помощь от государства, в том числе в виде бесплатного рецепта на лекарство. Однако, как убедилась корреспондент «ТВС-анонса» Елена Аверина, в Белогорске с этим возникают большие проблемы.

  

ImageПо словам начальника Управления здравоохранения горадминистрации Сергея Гайвана, бесплатные лекарства могут получать федеральные и областные льготники.

 

- За счет федерального бюджета лекарственное обеспечение получают инвалиды всех групп и степеней, участники ВОВ, вдовы участников ВОВ и вдовы по потере кормильца, - рассказал он. - Таких чуть больше 11 тысяч, но в этом году в городе непосредственно лекарства получают около 2200 человек. Остальные заменили натуральные льготы на денежную компенсацию.

 

К областным льготникам относятся люди с социально-значимыми заболеваниями. Среди них те, кто страдает неврологическими, туберкулезными, психическими и другими расстройствами. В этом же списке значатся и дети до трех лет. Правда, получить бесплатные лекарства в Белогорске в последнее время стало проблематично.
- Педиатры даже не выписывают рецепты, - рассказала одна из мам юного белогорца. - Они мотивируют это тем, что мы не сможем получить лекарства в аптеке.

 

Недовольны бывают и взрослые клиенты аптеки N7 - единственной в городе, где занимаются отпуском лекарств по рецептам. В итоге в горадминистрации решили разобраться в ситуации. 26 января замглавы Белогорска по социальной политике Галина Бурмистрова провела заседание, на котором собрались главные медики города. Первым рассмотрели вопрос об обеспечении детей бесплатными лекарствами.

 

По словам заведующей детской поликлиникой Раисы Ступниковой, в Белогорске чуть больше 3450 детей до трехлетнего возраста.

 

- Из них в 2008 году за медицинской помощью обратились 677 человек, рецептов было выписано более тысячи, - рассказала она. - Они выписываются согласно перечню, утвержденному Минздравом Амурской области. Второе, на что мы ориентируемся при выписке рецептов для детей, -это остатки тех или иных препаратов в аптеке N7.

 

По ее словам, фармацевты еженедельно предоставляют врачам список об оставшемся в учреждении арсенале медикаментов.

 

- Но на сегодня остатки минимальны, - отметила Раиса Ступникова. - Лечить и оздоравливать детей абсолютно нечем. В феврале мы ждем подъем заболеваемости, а у нас практически нет антивирусных препаратов.

 

Основная проблема кроется в том, что педиатры вынуждены работать с медикаментами, которые поступили еще в прошлом году. Понятно, что самые ходовые из них уже давно использованы.

 

- Заявку на бесплатное региональное обеспечение на этот год от нас в Министерстве здравоохранения до сих пор не потребовали, хотя по этому вопросу я обращалась еще в декабре прошлого года, - рассказала Раиса Ступникова. - Тогда мне объяснили, что пока наша заявка не нужна. Посоветовали работать по имеющимся остаткам за 2008 год.

 

В итоге количество выписываемых рецептов резко сократилось, а на врачей стали поступать жалобы. Поползли и слухи, что медики специально не выписывают рецепты, так как между ними и сотрудниками аптеки существует сговор. Мол, зачем выдавать лекарство бесплатно, если его можно продать. Однако в ходе заседания выяснилось, что все препараты, реализуемые аптекой, приходуются по разным документам.

 

- Медикаменты, которые получают федеральные и областные льготники, приходят к нам по разнарядке из Минздрава, - рассказала заведующая ФЦРА N7 Ольга Панасик. - Если мы не выдаем лекарство по рецепту, значит, оно закончилось, либо вовсе не поступало. В то же время такой препарат может находиться у нас в розничной торговле. Он из совершенно другого поступления, но по желанию мамы мы можем его продать. В этом случае выписанный врачом рецепт остается неотоваренным на руках у льготника.

 

Вторым вопросом присутствующие обсудили обеспечение лекарствами взрослых льготников. По словам заведующей городской поликлиникой Галины Головочесовой, у врачей больше всего сложностей возникает с льготниками из федерального реестра. Им, как правило, требуются дорогостоящие медикаменты, но заявку приходится делать по душевому нормативу.

 

- В этом году пришел приказ о формировании дополнительной заявки на 2009 год с нормативом 651 рубль в месяц на льготника, - рассказала Галина Головочесова. - Но у нас есть группа тяжелобольных (9,6 процента от всех, кто получает натуральные льготы), которым в месяц на лекарства требуется гораздо больше. Они забирают 35 процентов финансирования. На остальных остается по 400 рублей в месяц. Поэтому заявка у нас изначально идет дефектная, не по потребностям, а по нормативу.

 

Определенные трудности медикам добавляют и пациенты, которые обращаются в горполиклинику уже после того, как заявка на лекарства оформлена. Так случилось и в этом году, когда список среди прочих пополнили восемь человек с дорогостоящим лечением на сумму почти 1 млн рублей.

 

- Мы находимся между молотом и наковальней, - сказала Галина Головочесова. - С одной стороны - люди, с другой - закон. Эти пациенты имеют право прийти и потребовать у доктора лекарства, но мы их не заявляли, следовательно, в аптеке их тоже нет. Столкнувшись с проблемой, пациенты начинают жаловаться. Они идут к городским властям, в министерство области. Оттуда выходят на нас, и этот замкнутый круг мы никак не можем разорвать.

 

Чтобы решить ситуацию, на заседании было принято коллегиальное решение подготовить письма о сложившихся обстоятельствах в сфере обеспечения белогорских льготников лекарствами вице-премьеру правительства Амурской области и в Минздрав области.

Наверх / Назад