ТВС-анонс № 4 (4 февраля) 2009 г.


В поисках знаний

 

образование

 

Ученье - свет, а учебников - тьма. В этом предложении современный школьник с трудом улавливает игру слов. И только люди старшего поколения понимают, о чем идет речь. В их школьные годы на каждый предмет был один учебник. Тогда как сейчас вниманию учителей и учеников представлено порядка восьми вариантов учебных пособий. На прошлой неделе утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в школах в 2009-2010 учебном году. Как относятся к новой литературе белогорские учителя, выясняла корреспондент «ТВС-анонса» Нина Сапрыкина.

 

ImageРешение об отмене единой системы учебников было принято в начале 90-х годов.

 

С тех пор по каждому предмету для каждого уровня образования стали выпускать сразу несколько версий. До 2005 года экспертизой учебных изданий занимался Федеральный экспертный совет при Минобразования. Сегодня, прежде чем попасть на парты школьников, все учебники проходят экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования. Там проверяют учебники на предмет соответствия современным научным представлениям», возрастным и психологическим особенностям обучающихся. И только после этого они входят в федеральный перечень.

 

По словам методиста ресурсно-информационного центра комитета по образованию и делам молодежи Тамары Гончаренко, перечень учебников поделен на 4 группы: первые две - те, что рекомендованы и допущены к использованию в обычных школах, и еще две - литература для ребят, которые учатся в коррекционных образовательных учреждениях.

 

На этот раз вниманию родителей, школьников и учителей предлагается 1303 учебника. По сравнению с прошлым годом, список учебной литературы пополнился почти на 200 новых экземпляров. Только для начальных классов рекомендовано 340 учебников. На некоторые предметы рекомендовано порядка восьми учебников. Из них нужно выбрать тот, по которому будут получать знания ученики.

 

- По каким учебникам учить, выбирает коллектив школы, - пояснила Тамара Гончаренко. - При этом должно учитываться и мнение родителей. Когда школы определятся, по каким учебникам они будут работать в 2009-2010-м учебном году, они должны оформить заказ.

 

Школы имеют право самостоятельно выйти на издательство или сделать это через комитет по образованию.

 

Между тем, практика прошлого года показывает, что учебники нового поколения устраивают далеко не всех.

 

- Я считаю, что некоторые учебники истории усложнены и не соответствуют интеллектуальным возможностям учеников, - поделилась впечатлениями мама ученика 10-го класса. - Они включают много сложных понятий и содержат сложную логику изложения. Кое-какие учебники по отечественной истории ХХ века, скорее, подходят для студентов вузов, чем для школьников.

 

- В отдельных учебниках точка зрения автора преподносится как фактическая, - высказала свое мнение учитель истории и обществознания Ольга Денисова. - Есть учебники, где происходит чрезмерное оперирование фактами без достаточного их объяснения. Детям в таком учебнике разобраться достаточно сложно.

 

Между тем, есть и сторонники учебников нового поколения.

 

- Для обучения английскому языку, начиная с 5-го по 11 классы мы работаем по учебникам под авторством Афанасьевой и Михеевой, - рассказала учитель английского языка СОШ N1 Ольга Степанова. - Плюс таких учебников заключается в том, что в них достаточно много материала, необходимого для сдачи ЕГЭ.

 

Между тем, определиться с учебником - это еще не все. Самое сложное - обеспечить новой литературой каждого ученика. Как отметила Тамара Гончаренко, белогорские ученики обеспечены книгами только на 80-90 процентов.

 

К примеру, в СОШ N1 на 2007-2008 учебный год было закуплено 1604 экземпляров учебной литературы на сумму 178 тысяч 286 рублей. Но и этого оказалось недостаточно.

 

- У нас почти на сто процентов обеспечены литературой начальные классы, - отметила заведующая библиотекой Юлия Залюбовская. - В то же время недостаточно учебников математики для 3-х классов, учебников окружающего мира. В старших классах не хватает учебников истории. Хотя в прошлом году мы приобрели 60 учебников всеобщей истории «Мир в XX веке» под авторством Сороко-Цюпа. Но сейчас они лежат в библиотеке и не используются.

 

- Все дело в том, что раньше у нас было два предмета: всеобщая история и история России, - пояснила завуч по учебно-воспитательной работе Любовь Стриевич. - Однако позже было разрешено объединить, интегрировать предмет. И ученики стали заниматься по учебнику под авторством Данилевича. Эта книга содержит материал и по всеобщей истории, и по истории России.

 

Между тем, подобная ситуация сложилась практически во всех школах города. Поменять учебник могут и по другой причине.

 

- Пришел новый педагог в школу со своей программой, и он использует учебник другого автора, детям тоже придется переходить на новые книги, - сетует одна из родительниц. - Понятно, что школе закупать так часто учебники просто нереально. Никаких денег не хватит.

 

Если в школе учебников нет, значит, их должны приобрести родители.

 

- Мой ребенок в сентябре прошлого года пошел в 3-й класс, - рассказала мама 9-летнего Антона. - Из всех учебников нам выдали учебник русского языка и чтение. - Пришлось покупать английский язык, математику и окружающий мир. А это порядка 800 рублей.

 

Но это не единственная проблема. Все дело в том, что некоторых учебников, которые выбирают педагоги, недостаточно в продаже.

 

- Мой сын учится во втором классе, - рассказала еще одна из родительниц. - Чтобы найти английский язык под авторством Биболетовой, нам пришлось обегать полгорода.

 

Очень сложно приходится тем ученикам, которые приезжают из других регионов или переходят из одной школы в другую. Разные школы используют разные программы, соответственно - разные учебники. Школьникам сложно быстро переключиться с одной программы на другую. Из-за этого начинает страдать успеваемость.

 

Судя по всему, «книжные споры» еще долго не утихнут, тем более что федеральный перечень утверждается ежегодно. Вероятно, что еще не один год будет издаваться новая учебная литература. Как показывает практика, в стране это стало прибыльным бизнесом.

Наверх / Назад