ТВС-анонс № 4 (4 февраля) 2009 г.


Белогорцы сидят при «лучине»

 

права потребителей

 

Если в кране нет воды, а в розетке тока, значит, Вы - недалеко от Владивостока. Так несколько лет назад шутила одна из КВНовских команд. Учитывая широту российских просторов, Белогорск действительно располагается сравнительно близко к столице Приморья. Однако здесь есть и вода, и электричество. Правда, на качество последнего горожане жалуются довольно-таки часто.

  

ImageВряд ли кто усомнится в том, что без такого блага цивилизации, как электроэнергия, жизнь человека сильно усложняется. Люди уже настолько привыкли к электричеству, что стоит ему пропасть, как все начинают испытывать дискомфорт. И это неудивительно: в современной квартире без «света» делать нечего. Без «дела» простаивают холодильник, электроплита, телевизор, стиральная машинка… Список можно продолжать до бесконечности. Впрочем, бывает и так, что бытовая техника не работает и при наличии тока в розетке.

 

- Мы живем в доме по улице Никольское шоссе, 45, - рассказала одна из жительниц Белогорска. - Дома наши (вокруг еще с десяток) деревянные, с печным отоплением. Но как только начинается отопительный сезон, электрическое напряжение в сети резко падает: днем 160 вольт, вечером - 130-140, и семь месяцев в году мы сидим при «лучине». Холодильник не включается, чтобы что-то приготовить на электроплитке, нужно потратить уйму времени, ну а про освещение квартиры … нетрудно понять!

 

По ее словам, такая ситуация, когда напряжение в сети становится далеким от установленного стандарта в 220 вольт, повторяется уже не первый год. В итоге терпение женщины лопнуло, и она «пошла» по инстанциям. Сначала обратилась по телефону, указанному в квитанции за свет.

 

- Там мне вежливо посоветовали обратиться по другому адресу, - продолжила рассказ жительница микрорайона «Транспортный». - Ну и что? Вызвала я монтеров, они приехали, замерили напряжение, составили акт и уехали. Все. На этом дело закончилось. Это было в ноябре 2008 года. Мне что каждый месяц или каждую неделю их приглашать? Я вовсе не имею удовольствия писать жалобы, звонить, ругаться, но я плачу за электроэнергию ежемесячно и полностью за 220 вольт, так почему же я не могу получать такое же обслуживание?

 

Ответ на этот далеко не риторический вопрос «повис в воздухе». В Белогорском отделении филиала ОАО ДЭК «Амурэнергосбыт» отказались от комментариев, сославшись на занятость специалистов в связи с подготовкой отчета. Отметили лишь, что проблема серьезная и для ее решения надо знать все нюансы.

 

В то же время годом ранее энергетики сталкивались с подобной жалобой. Тогда они указали на то, что чуть ли не каждого второго потребителя можно привлечь к административной ответственности за несоблюдение правил эксплуатации электропроводки. В договоре с квартиросъемщиками указывается мощность потребления электричества, которую нельзя превышать. Для домов старой постройки это 1,3 кВт, а владельцы квартир самовольно устанавливают водонагреватели и другие электроприборы с более высокой мощностью. В результате страдают все. Ведь под понятие «дом старой постройки» подпадает практически весь жилой фонд города. Как выход из ситуации, энергетики предлагали заменить старые кабели на новые, которые позволяют использовать высокомощные электроприборы без риска для себя. Правда, эта услуга дорогостоящая и производится за счет квартиросъемщика.

 

Между тем, в случае, если напряжение в сети «скачет», а организация, с которой заключен договор, не предпринимает для исправления ситуации никаких мер, то закон полностью находится на стороне потребителя.

 

- Когда человек обращается в ДЭК с письменной претензией, его специалисты обязаны организовать комиссию, выехать на место, произвести замеры и составить соответствующий акт, - рассказал главный госинспектор Управления Ростехнадзора по Амурской области Андрей Акимов. - Затем они выходят на ОАО «ДРСК» - сетевую компанию, которая поставляет электрическую энергию, а та, в свою очередь, дает ответ, что в этом районе плохое электроснабжение, например, из-за перегруженности трансформатора или неудовлетворительного состояния электрических сетей.

 

По его словам, ДЭК должна реагировать на жалобы клиентов, так как имеет статус гарантирующего поставщика и является посредником между потребителем и ОАО «ДРСК».

 

- Если же никаких мер не предпринято, то согласно Гражданскому кодексу потребитель имеет право не оплачивать потребленную электроэнергию и обратиться в суд, - отметил Андрей Акимов.
Управу на электрические перебои поможет найти и Амуржилинспекция - структура, которая вплотную работает с жалобами населения и организациями, обслуживающими жилой фонд.

 

- За Белогорском закреплен инспектор - Василенко Зоя Валерьевна, - рассказала юрист Амуржилинспекции Наталья Мазурец. - Она периодически бывает в городе, осуществляет как плановые, так и внеплановые проверки. Но претензий по оказанию услуг электроснабжения к нам ни разу не поступало.

 

По ее словам, за некачественное оказание услуг Административный кодекс предусматривает штрафные санкции. На организацию налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей, на должностное лицо - от 500 до 1000 рублей.

 

Впрочем, недостаток вольт в розетке (как утверждают специалисты, колебания в сети от 198 до 231 вольта допустимы) - не единственная проблема, которая волнует белогорцев. Поводом для раздумий становится рост энерготарифов в пику заявлений чиновников правительственного уровня об их сдерживании.

 

- В конце декабря прошлого года министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что «в правительстве сейчас вырабатывается консолидированная позиция относительно того, что тарифы для населения подниматься не будут как минимум до 1 апреля 2009 года», - рассказал житель Белогорска Борис Штейн. - Но в середине января мы получили распечатки за свет, где 1 Квт/ч стоит 2 рубля 3 копейки. Раньше был 1,62 рубля. Как это понимать? Это же прямое нарушение наших прав! Или с правительством просто не считаются?

 

Однако выяснилось, что тарифы на электроэнергию Белогорское отделение филиала ОАО ДЭК «Амурэнергосбыт» повысил не в угоду собственной прихоти, а согласно приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 8 декабря 2008 года.

 

- Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ежегодно устанавливает тарифы на электроэнергию и тепло, - рассказал замначальника Белогорского отделения филиала ОАО ДЭК «Амурэнергосбыт» Константин Симоненко. - Мы же выставляем счета согласно их приказу.

 

В свою очередь, в областном Управлении госрегулирования цен и тарифов ссылаются на приказ федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ России), которым были установлены предельные минимальный и максимальный уровни тарифов на электроэнергию для амурчан на 2009 год.

 

- Сохранение до апреля этого года тарифа на электроэнергию, который действовал в прошлом году, было бы со стороны управления нарушением действующего законодательства, - пояснил и.о. начальника Управления госрегулирования цен и тарифов Амурской области Д. Булдин. - Ведь намерения Правительства России не были закреплены в соответствующих законодательных актах.

 

По его словам, изменения должны были быть внесены в законы по установлению предельных уровней тарифов для населения и федеральный бюджет. Вот и получается, что пока планы чиновников федерального уровня не будут облачены в реальные законы, белогорцам рассчитывать на снижение платы за «свет» не стоит. Разве что сидеть при свечах…

Елена Аверина

Наверх / Назад