Сегодня на Амуре № 43 (23 декабря) 2009 г.


«Мам, она так кричит, что глаза красные...»

 

образование

 

Мысленно представляю, что должно сделать в школе чадо (мое - не мое, неважно), чтобы вывести взрослого человека на такие эмоции… Если умудрился разглядеть красные глаза, значит…

 

Начинаю расспрашивать: в чем дело, что натворили. Ловлю себя на мысли: «Тридцать человек, все непослушные… Да, учитель - хоть и звучит гордо, но профессия еще та. Не для слабонервных…»

 

ImageВ очередной раз ребенок сбивчиво пытается описать «историю событий»: про контрольные (их, и правда, в последнее время чересчур многовато), двойку, про Машу, которая плакала весь урок и про «дебилов»… Последнее слово передергивает.

 

- Кто «дебилы»?

 

- Мы, - совершенно спокойно выдает он и продолжает. - Она сказала, что мы хуже первоклашек… А еще Маша сильно плакала… И я не успел сделать работу над ошибками… Точнее, сделал, но, наверное, неправильно. Она все зачеркала и поставила двойку.

 

У нас в семье не принято сравнивать детей с «дебилами». В душе разгорается буря. Виду не подаю, но мысленно даю зарок: завтра пойду в школу. Снова. Уже настраиваюсь на серьезный разговор с классным руководителем.

 

В голове несется поток мыслей: снова двойка, как четверть закончим, год? Впереди большая жизнь. Неужели он самый глупый? И на дополнительные занятия ходим… Там хвалят. Почему такой контраст со школой? Почему плакала Маша?

 

- Ты один на двойку написал?

 

- Нет, многие. А еще мы будем учиться в субботу. Уроки будут по двадцать минут. Она сказала, что из-за пятерых весь класс будет учиться…

 

Это уже слишком. Что значит «из-за»? А мой маленький мужичок в этой пятерке? К горлу подкатывает ком. Соображаю, что сказать.

 

На ходу пытаюсь объяснить, что у взрослых бывает плохое настроение, что учитель зла не желает… И вижу его глаза. Понимаю, он мне уже не верит. Слишком часто я по-взрослому пытаюсь объяснить «крики, аж в туалете было слышно», «мел разлетелся об доску», «все засмеялись, а двойку поставили только мне». Становится страшно. Если не верит сейчас, поверит ли потом? Видя растерянность, сын обречено вздыхает и идет делать домашку на черновик.

 

Вот уж «школьные годы чудесные», с горечью констатирую я. Когда уже закончится ЭТО? Почему это досталось ему, доброму, сообразительному мальчику? Боюсь, «взрослый» урок начальной школы для сына даром не прошел. Он стал бояться туда ходить. Вчера пришел с припухшими глазами. Откровенничать не захотел. Да и не признается, что плакал. Мужчины ведь не плачут…

Стенограмма аудиозаписи из белогорского училища N12

 

Эту аудиозапись совсем недавно мне принесла мама уже «взрослого» ученика. Справедливости ради стоит заметить, что на занятии шестнадцатилетние студенты умудрились, видать, в слишком долгое отсутствие преподавателя, испортить станок. Впрочем, очень скоро его же и исправили:

 

«Скотина ты, б...ть, понял? Урода кусок, даже на всего не получается. Дерьма кусок. Все! Че я еще могу сказать?! Х.ли ты на меня смотришь? Я на полгода лишу, н..уй, Вас стипендии, если вы у меня еще доучитесь до июня месяца. Где ваши дипломные работы? Я должна проверять их щас, где они? Че ты на меня смотришь?!

 

- Я сдал свою…

 

- Куда ты мне сдал?! В какое место? Где? Здесь лежит только Иванова. Где остальные?

 

- Я сдал свою работу.

 

- Готовая, проверенная, начерченная? Не видела, не знаю! Где оценки у Вас? Я сказала: на момент экзамена оценок нет - все по свидетельству! Все, по свидетельству! Как сказала, так и будет. А то вы не знаете! А, вы не знаете? Ну, не х.ра, узнаете… Как пойдете отсюда без диплома, тогда узнаете! И плевать я хотела, что вы как будто там сдали экзамены. Не сдали вы не х.ра экзамены… Понаставила я им тут оценок! Да срать я хотела на все ваши оценки. И на вас сверху. Урод, бл..ь, он еще смотрит мне в глаза и говорит - это не мы! Детский сад уже закончился, б..дь, когда тебе было три года. Когда в штаны срал и ссал! Скотина, б..дь! Носятся они мне тут по мастерской с молотками! Вам че заняться нечем? Работы у вас не было? …Вы че тут, нюх потеряли, что ли? Совсем уже охе…ли?! Не хе.а! Вспомните, как носки хозяина пахнут! Сволочи, ты посмотри, че делают! Х.р свой засуньте, бл..ь, в этот там, патрон, в сверлильный станок. Идиоты, уроды настоящие самые… Уроды… не один не сдал зубило. Значит, руки растут из жопы… Из жопы…»

 

Из какой части тела растет голова педагога, позволившего себе в присутствии целой группы выражаться подобным образом, можно, наверное, догадаться по логике самого педагога. По рассказу знакомой, ребенок неоднократно рассказывал родителям о «подвигах» учителя. Однако поверили только после «вещественного доказательства».

 

Знает ли педколлектив и руководство училища о гиперэмоциональности преподавателя, неизвестно. Известно, что родители и студенты бояться вконец «испортить» отношения с человеком, от которого зависит судьба диплома и дальнейшая жизнь. Осмелюсь предположить, что такие «познания», скорее всего, ума не добавят, а вот цинизма… Ведь Учитель – это звучит гордо. Учителя нельзя не уважать.

Престиж

 

Директор школы с очень большим стажем как-то отметил, что престиж учителя складывается не из профессиональных дат, цветов ко Дню знаний, педконкурсов и регалий. Престиж складывается из повседневной жизни. Страшно, что порой будни слишком далеки от идеала. Обидно, что отдельные персоны, получив-таки диплом педагога, нет-нет да бросят тень на педсообщество.

 

Детские испуганные глаза, обида, затаившаяся где-то глубоко в душе, делает черное дело. В минуты, когда твой ребенок обижен учителем, мы просто несправедливо забываем о Макаренко, Лисициной, Бойко... Мы забываем о тех, кто верен профессии, кто уважает ребенка, кто ведет его во взрослую жизнь.

 

Научит ли в будущем молодое сердце чтить учителя? А если все-таки научит, не повторится ли все снова, но уже с его детьми? Почему в школах, институтах, училищах работают такие преподаватели? Неужели, прежде чем допустить педагога к детям, надо провести тест «на вменяемость и пригодность»? Почему мы должны бегать по прокуратурам и просить помощи в защите ребенка? Сотни почему... И за что?

Год Учителя

 

«В целях повышения социального престижа профессии учителя» следующий год объявлен Президентом России годом Учителя. В Белогорске планируется провести много мероприятий. Мы будем говорить «спасибо», мы будем оказывать почет и уважение. И очень хочется верить, что этот крик души останется единственным. И главное, он будет услышан и ПРАВИЛЬНО понят.

 

Я помню своего первого учителя. Помню всех, кто учил шагать по жизни. Я и сама по образованию учитель. Листая старые конспекты, я кое-что нашла. Правила Учителя. Простые, но такие нужные моему ребенку сегодня...

 

Первое: «Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Ты очень близкий человек для своего ученика».

 

Второе: «Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам».

 

Третье: «Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Шути и наставляй».

 

Четвертое: «Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости».

 

И пятое: «Неси детям добро и всегда помни, что «ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».

Наталья Якобзон

Назад