ТВС-анонс № 6 (18 февраля) 2009 г.


Борьба за муниципальную собственность

 

интервью

 

С 1 января 2009 года предприниматели, арендовавшие муниципальную собственность в течение трех лет, получили первоочередное право выкупить ее. Причем для этого было достаточно написать заявление и самому оценить стоимость собственности. Помимо этого закон позволяет в стоимость покупки включить затраты, которые арендатор понес за время аренды. То есть, по большому счету, с 1 января часть белогорских коммерсантов могла получить муниципальную собственность в частную практически бесплатно. Однако администрация Белогорска нашла законный способ сохранить собственность в руках муниципалитета. Корреспондент «ТВС-анонса» Нина Сапрыкина выяснила подробности у председателя комитета имущественных отношений Дмитрия Саржевского.

 

Image- Дмитрий Валерьевич, в городе очень много говорят о том, что глава Белогорска «ограбил» коммерсантов. Что произошло на самом деле?

 

- На самом деле мы сохранили муниципальную собственность. В конце прошлого года с подачи главы городской Совет принял положение о поддержке малого и среднего бизнеса, на основании которого был издан перечень, в который вошли 54 объекта муниципальной собственности. Таким образом, коммерсанты потеряли право приватизировать муниципальную собственность и будут продолжать платить городу аренду.

 

- На основании какого закона это можно было сделать?

 

- Федеральный закон от 22 июля 2008 года под номером 159-ФЗ. Он регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Иными словами, для предпринимателей, арендующих городские здания и помещения, закон предусматривает преимущественное право на их выкуп, т.е. приобретение без проведения конкурса или аукциона. Как следствие - отсутствие конкуренции при продаже и существенное снижение продажной цены имущества.

 

- Как определяется стоимость продаваемого имущества в данном случае?

 

- Имущество продается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оценку заказывают органы местного самоуправления.

 

- Есть какие-либо особенности в порядке оплаты за приобретенное имущество при реализации преимущественного права?

 

- Да, и очень существенные. Законом определено, что стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей. Если учитывать тот факт, что 100% средств, направленных на капитальные ремонты арендованного муниципального имущества, - это вложения арендаторов, и бюджет никогда на эти цели не выделял средства, то становится очевидно, что все арендаторы вместо реальной оплаты за имущество предъявят свои расходы по капитальному ремонту арендованного имущества. Причем закон не устанавливает срок давности. Получается, даже если ремонт был сделан в 2000 году, его стоимость могут предъявить вместо оплаты.

 

- Кроме того, предприниматели вправе воспользоваться рассрочкой платежа до 3 лет. Следовательно, если даже какой-то предприниматель не сможет подтвердить все свои расходы на капитальный ремонт, он естественно, выберет рассрочку и растянет оплату на предельно большое количество лет. А с существующим уровнем инфляции сегодняшние цены через 2-3 года обесценятся.

 

- В каком случае предприниматели могли воспользоваться преимущественным правом на выкуп арендованного имущества?

 

- Преимущественное право арендаторам может быть предоставлено при следующих условиях:

 

1) имущество находится у них в аренде с августа 2005 года или с более ранней даты;

 

2) арендная плата за аренду такого имущества с августа 2005 года перечислялась надлежащим образом;

 

3) площадь арендуемых помещений не превышает 1000 кв.м.

 

4) арендуемое имущество не включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

При несоблюдении хотя бы одного из вышеперечисленных условий преимущественное право реализовано быть не может.

 

- Много ли объектов муниципальной собственности попало под действие данного закона?

 

- Преимущественное право могло быть реализовано в отношении 54 объектов городской недвижимости, в которых в настоящее время располагаются 79 арендаторов.

 

- Какие финансовые потери понес бы город в случае продажи данных объектов арендаторам по преимущественному праву?

 

- Бюджет города потерял бы более 21 миллиона арендных платежей, а взамен получил бы только кипу смет и актов выполненных работ, подтверждающих затраты арендаторов на капитальный ремонт.

 

- Почему такая негативная реакция предпринимателей на действия городских властей в рамках реализации данного закона?

 

- Потому что многие читают законы однобоко, с позиции личной выгоды. Если изучать законы не по отдельности, а несколько во взаимосвязи и мыслить с позиции пользы для города, то становиться очевидным, что действующим законодательством предусмотрено 2 варианта поддержки предпринимателей. Первый: предоставить им возможность воспользоваться преимущественным правом на выкуп арендованного имущества. Второй: предоставить им возможность арендовать муниципальное имущество на льготных условиях и на долгосрочной основе.

 

Белогорск выбрал второй путь и принял на Совете льготу для малых и средних предпринимателей в размере 10%. То есть госструктуры и крупный бизнес будут платить на 10% больше. Но при этом собственность останется у города.

 

- Кто из предпринимателей воспользовался преимущественным правом выкупа?

 

- Никто. Так как все объекты, которые могли быть выкуплены по преимущественному праву, включены в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. А согласно части 4.2. ст.18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» имущество, включенное в указанные перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество. Данная норма дублируется в упомянутом нами Федеральном законе N159-ФЗ.

 

- На Ваш взгляд, муниципалитет поступил правильно, не позволив предпринимателям воспользоваться преимущественным правом выкупа?

 

- То, что сделал глава Станислав Мелюков, абсолютно законно и направлено на защиту, прежде всего, интересов муниципалитета и всех его жителей. Лишиться значительной части доходов городского бюджета не только неразумно, а просто глупо. А мы - не глупая администрация…

Наверх / Назад