Сегодня на Амуре № 11 (24 марта) 2010 г.


Безопасная «зебра»?

 

ситуация

 

Через три года «зебре», именуемой пешеходным переходом, исполнится 60 лет. Впервые полосатая разметка появилась на дорогах Германии в сентябре 1953 года и постепенно распространилась по всему миру. В разработке «зебры» принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Они рассчитывали на то, что на пешеходном переходе водители инстинктивно будут снижать скорость. Однако российская практика показала, что это далеко не так. А противостояние пешеход - водитель - это извечная молчаливая война, победителей в которой нет.

 

ImageПо словам инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД по Белогорску и району Федора Ремиза, с начала года в Белогорске произошло 7 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

 

- Последний раз водитель иномарки сбил женщину в прошлую субботу, 20 марта, - рассказал он. - Она переходила дорогу в районе одного из магазинов города, однако не на пешеходном переходе, а в нескольких метрах от него. Так как водитель не превысил скорость, а женщина-пешеход переходила дорогу в неустановленном месте, водитель не понесет никакого наказания, несмотря на то, что женщину доставили в больницу.

 

Между тем, как показывает практика, пешеходы виноваты далеко не всегда. Только за две недели под колесами авто на «зебрах» оказались трое пешеходов-женщин.

 

8 марта на пешеходном переходе, расположенном рядом с одним из торговых центров, в вечернее время суток водитель сбил 26-летнюю девушку. 15 марта под колесами автомобиля оказалась 47-летняя женщина. Происшествие произошло тоже на пешеходном переходе. В результате пострадавшая с переломом ноги и ушибами была доставлена в городскую больницу.

 

- Перестраиваясь на крайнюю полосу, водитель не заметил пешехода, - рассказал Федор Ремиз. - Но в этом случае все равно виноват он, так как должен был удостовериться, что на пешеходном переходе никого нет. На водителя будет заведено уголовное дело.

 

Через несколько дней, 19 марта, тоже на пешеходном переходе, расположенном в районе СОШ N200, около девяти часов вечера была сбита женщина. Как пояснил позже водитель сотрудникам ГИБДД, его ослепили фары автомобиля, который двигался по встречной полосе, а когда он увидел женщину, переходящую дорогу, и резко попытался затормозить, было уже поздно.

 

Виноваты ли в этом «фары встречного автомобиля», «темное время суток», или «Бес, попутавший» безалаберного водителя, сотрудники милиции и родственники пострадавших разбираться не будут. Потому что правила однозначно требуют от водителей уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. А именно, водитель должен дать возможность пешеходам беспрепятственно перейти проезжую часть, при этом, не заехав за границы пешеходного перехода. Впрочем, водители автотранспортных средств довольно часто нарушают эти требования.

 

Иногда даже можно наблюдать такую ситуацию: пешеход стоит перед пешеходным переходом и, в конце концов, находится «добрый» водитель, который решает его все-таки пропустить. Пешеход в этой ситуации, как правило, чувствует себя крайне обязанным, ведь ему уделили такое внимание, и вместо того, чтобы переходить проезжую часть, он ее перебегает. Самые предусмотрительные пешеходы продолжают стоять, наоборот, пропуская автомобиль, руководствуясь при этом известным в народе «правилом»: «Уступи дорогу дураку». Потому что видели, как некоторые водители, несмотря на предупреждающие знаки и дорожную разметку, упорно отказываются снижать скорость в зонах повышенной опасности, при этом даже игнорируя лежачие полицейские.

 

Между тем, не стоит умалять ответственность и самих пешеходов, которые с фразой «Не танк, объедет!» перебегают дорогу в неположенном месте, при этом зачастую взрослые это делают вместе с детьми. Ситуаций, когда водитель резко тормозит, чтобы пропустить торопливых белогорцев, бегущих на красный свет светофора, выбегающих из-за автобусов, в Белогорске тоже немало.

 

Чтобы прекратить хамство на дороге, еще весной прошлого года депутаты Государственной Думы утвердили новые штрафы за нарушение Правил дорожного движения. Они коснулись не только водителей, но и пешеходов. Штраф за переход дороги в неположенном месте возрос со ста рублей до двухсот. Что же касается водителей, то вместо прежних ста рублей за не пропущенного на «зебре» пешехода стали взыскивать тысячу рублей. Если же водитель совершил наезд на человека, который переходил дорогу на пешеходном переходе, то в этом случае наказание зависит от степени вреда, причиненного здоровью.

 

Согласно КоАП, за легкий вред полагается штраф 1000-1500 рублей или лишение прав на 1-1,5 года, за вред средней тяжести - штраф 2000-2500 или лишение прав на 1,5-2 года. Если в результате нарушения Правил водителем причинен тяжкий вред здоровью, или человек погиб - это уже уголовная ответственность. Согласно ст. 264 УК РФ за причинение тяжкого вреда водителя могут лишить свободы максимум на 2 года, за смерть пешехода - на 5 лет, за гибель двух людей и более - на 7 лет. Если водитель находился в состоянии опьянения, эти сроки увеличиваются до 3, 7 и 9 лет соответственно.

Нина Сапрыкина

Назад