Сегодня на Амуре № 12 (31 марта) 2010 г.


Вечерние школы уходят в прошлое

 

интервью

 

В оптимизации образовательного процесса очередь дошла до вечерних школ. Белогорск давно уже - единственный город в области, в котором до сих пор действует такая форма обучения. Однако в областном Министерстве образования требуют от муниципалитета выполнения федеральных нормативов, в которые две белогорские вечерние школы ни как не вписываются. Какое решение примут городские власти, в интервью с корреспондентом «Сегодня» Анной Нурадиловой рассказала заместитель главы Белогорска по социальной политике Галина Бурмистрова.

 

 Image- Галина Афанасьевна, неужели есть взаимосвязь между выполнением федеральных нормативов и работой вечерних школ?

 

- Конечно, ведь в первую очередь речь идет об эффективности образовательного процесса. А вообще, есть Указ Президента РФ от 2008 года «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Согласно ему работа каждого муниципального образования оценивется по 65 показателям, из которых социальная сфера занимает 43 процента. Есть в этом списке разделы, касающиеся всех сторон жизни, в том числе и образования. Для него один из основных показателей эффективности - это численность учащихся, приходящихся на одного работающего педагога в муниципальном общеобразовательном учреждении. Речь идет о том, чтобы в каждом классе количество учеников было не менее 25 человек.

 

- Почему именно на этом заостряют такое внимание?

 

- Прошли годы разрухи, и на образование правительство обратило внимание «со страшной силой». Стоит задача иметь первоклассные школы с современным оборудованием, хорошей материально-технической, педагогической и научной базой. Но при этом не распыляться, чтобы дети не были по содержанию «золотыми». То есть, школа обязана работать функционально, а деньги, которые выделяют на организацию образовательного процесса, не пропадать зря. Именно поэтому существуют столь жесткие требования к наполняемости класса.

 

- В Белогорске с этим проблемы?

 

- Да, эти показатели по городу отстают. В том числе тянут «вниз» вечерние школы. Всего в городе 13 общеобразовательных учреждений, в которых среднее количество учеников класса составляет 23 человека, то есть мы «недобираем» по 2 ученика в каждом классе. При этом в вечерней школе N1 за партами сидят в среднем по 15 человек, а в вечерней школе N22 - по 14 человек в классе. Это в лучшем случае. Есть еще проблемные в этом плане школы в селе Низинное и микрорайоне «Зеленый городок».

 

- Ну и пусть бы было в среднем по 23 учащихся в каждом классе, разве этот показатель на что-то влияет?

 

- В том то все и дело, что влияет. Эффективность работы муниципалитета, как я уже говорила, оценивается по соблюдению требований относительно всех показателей. Иначе, в областном правительстве будут сделаны выводы, что мы неэффективно расходуем областные деньги, поскольку работа школ финансируется из областного бюджета. На последней коллегии в Министерстве образования было отмечено, что наполняемость в классах отражается на заработной плате учителей. И нам говорили: город Белогорск, вы не выполняете федеральные нормативы, а коль так, будете довольствоваться тем, что имеете. Это не только зарплата педагогов, это еще и получение субвенций по другим, не менее важным разделам.

 

На заседании областного правительства, которое состоялось на прошлой неделе, нас слушали по новой системе оплаты труда педработников, и снова Белогорск критиковали за то, что не выполняем федеральный стандарт. Последний срок, до которого предстоит исправить ситуацию - 1 сентября этого года.

 

- Что значит исправить ситуацию?

 

- Принято решение с 1 сентября объединить две вечерние школы на базе 22 вечерней школы и довести численность класса до 25 человек. Мы обязаны доучить всех набранных учеников, но через 2 года вечернее образование в городе будет «закрыто».

 

Белогорск - единственная территория в области, где до сих пор работают вечерние школы. И потом, речь ведь идет о качественном образовании. Давайте откровенно. Когда открывались вечерние школы, как они назывались? Вечерние сменные школы для работающей молодежи. А сегодня мы что имеем? Те, кто не «прижился» и не «приучился» в обыкновенной школе, идут в вечернюю. Почему? А потому, что там уроков меньше, ходить на занятия нужно в лучшем случае три, а то и два дня в неделю, и поэтому море свободного времени. Вроде бы, как упрошенный вариант получения аттестата об образовании. Но мы прекрасно знаем, что дети, которые пришли в вечернюю школу, не являются работающей молодежью. Мы просто даем им дополнительную возможность быть не занятыми и фактически никуда не пристроенными.

 

- Какова вероятность трудоустройства педагогов, работающих в первой вечерней школе?

 

- Педагоги будут однозначно трудоустроены как в 22 вечернюю школу, так и в другие общеобразовательные учреждения. Стоит учитывать, что кроме 13 школ, работающих в Белогорске, есть еще 4 областных учреждения - это детский дом N7, интернат N20, интернат N10, интернат N16 и межрайонный приют N5. При этом в городе 836 педагогических работников, некоторые из учителей в этом году уходят на пенсию. Их места кому-то нужно будет занять. На совещание, которое пройдет на этой неделе, мы готовим список штатов, кроме этого, директора школ подготовят данные о вакансиях, которые будут на конец учебного года, и мы сопоставим их с возможностями трудоустройства.

 

Что касается учеников, то они могут вернуться в общеобразовательные школы, кроме этого, могут поступить в училище. Но думаю, что основная масса детей продолжит обучение в 22 вечерней школе.

 

- Но кто проконтролирует, что ученики вечерних школ действительно сядут за парты общеобразовательных учреждений?

 

- Это сделают специалисты отдела образования. В октябре каждого года в городе проходит операция «Всеобуч», и этот вопрос строго контролируется. Ответственность несут руководители образовательных учреждений. В прошлом году был закрыт Центр социально-трудовой адаптации и профориентации для детей и подростков и все до одного из учеников и перешли в общеобразовательные школы. Специалисты отдела образования этот процесс держали на контроле.

 

- Педагогов, которые вынуждены будут сменить место работы, тоже проверять будете?

 

- Скажу так: мы сделаем все возможное, чтобы без работы они не остались. Раз сложилась такая ситуация, значит, ее нужно здраво осознавать, озвучивать и обсуждать. Только тогда она будет решаться.

Назад