Сегодня на Амуре № 19 (19 мая) 2010 г.


Поможет только конкуренция

 

жилкомхоз

 

Для жителей многоквартирных домов платные услуги - явление относительно свежее. Выполняются они по заявкам жильцов и не входят в обязательную квартплату. Как говорят коммунальщики, каждый вправе сам выбирать себе исполнителя работ. Правда, при этом признают, что не во всех случаях можно обойти обслуживающую организацию. Корреспондент газеты «Сегодня» Анна Нурадилова выясняла, из чего складывается цена, и где «граница» между платными и бесплатными услугами.

 

Image- Мы ведь ежемесячно платим за обслуживание жилого фонда, так почему за замену трубы в ванной, которая дала течь, я должна нести дополнительные расходы? - возмущается пенсионерка Валентина Трембач, рассказывая, что ей за свой счет пришлось купить несколько метров новой трубы, к тому же за работу сантехников заплатить. Более того, она не ожидала, что в результате, за оказанные услуги работников одной из организаций, ей предъявят счет, в два раза превышающий стоимость материала.

 

И по большому счету возмущения жительницы вполне понятны. Большинству белогорских пятиэтажек перевалило за пятьдесят. Внутридомовые и квартирные коммуникации обветшали, и необходимость вызова специалистов-ремонтников возникает все чаще.

 

- Но есть четкие границы между тем, что входит в плату за обслуживание жилого фонда, и тем, что ремонтируется за дополнительную плату жильцов в качестве предоставления платных услуг, - поясняют специалисты Управляющей компании, ссылаясь на вполне обоснованные требования Жилищного кодекса.

 

- К обслуживанию жилого фонда относятся только места общего пользования - это крыши, подвалы, подъезды, электропроводка. А работы внутри квартиры производятся за счет жильцов. Ведь это же их собственность! Исключением будет, пожалуй, только общий «стояк» труб отопления, если вдруг возникнет аварийная ситуация, говорят коммунальщики.

 

- Понятно, но расценки на платные услуги просто конские, - говорят жители.- Это беспредел. За комплектующие для замены 6 метров трубы в ванной комнате и двух смесителей в магазине было уплачено полторы тысячи рублей. А за работу сантехники взяли почти три тысячи рублей. Итого, четыре с половиной тысячи рублей. Получается, нужно пенсионерке вызвать сантехников, получи пенсию, отдай ее ремонтникам, заплати за квартиру и все - выложи «зубы на полку».

 

- У нас все по прейскуранту, - объясняют, в свою очередь, коммунальщики, демонстрируя утвержденные расценки. В перечне платных услуг указаны все необходимые ремонтные работы, начиная от замены сантехники и заканчивая установкой дверных блоков, покраской стен и побелкой потолков.

 

- Цены у нас договорные, - рассказывают они. - Жильцы хотят - делают, хотят - не делают. Ни на каких других специалистов, выполняющих те же самые ремонтные работы, мы не ориентируемся, стоимость материала тоже в расчет не берется. Расценки на платные услуги складываются исходя из затрат предприятия.

 

Как рассказывают экономисты, затраты эти включают в себя целый перечень текущих расходов. Это и заработная плата, и налоговые отчисления, и эксплуатация транспорта, и многое другое.

 

- Чем больше предприятие, тем больше и затраты, - поясняют экономисты. - Если в штате числится несколько сотен человек, то теоретически, расценки на платные услуги будут значительно больше, чем, к примеру, в другой организации, которой ремонтная бригада всего-то из 4-5 человек. Или у шабашников каких-нибудь.

 

Причем, на деле теория от практики не отстает. В городе уже начинает зарождаться конкуренция на коммунальном рынке, что является небольшим, но признаком оздоровления в обслуживающей сфере ЖКХ.

 

К примеру, один из магазинов, торгующих сантехникой, действительно предлагает платные услуги значительно дешевле, чем коммунальщики. Если здесь замена смесителя стоит 600 рублей, то в магазине 400.

 

Или вот еще один пример. Одна коммунальная организация предложила руководству одного из учебных учреждений оказать услуги по промывке системы отопления. Заплатить за эту работу нужно было почти 600 тысяч рублей. Но другая частная организация берется за выполнение той же услуги в том же учебном учреждении за сумму, на 20 процентов меньше, чем предложили конкуренты. То есть, выходит, что их услуга стоит почти на 120 тысяч дешевле.

 

- А людям никто ничего не навязывает, - говорят коммунальщики. - Они ведь если не хотят, или не имеют такой возможности, не идут в самый дорогой магазин за продуктами? Они идут на оптовый рынок. Но там не всегда свежие продукты, бывает и протухшее подсунут. Так вот, пусть и в этом случае учатся выбирать...

Анна Нурадилова

НазадАрхив