Сегодня на Амуре № 2 (20 января) 2010 г.


Избавиться от «головной боли»…

 

интервью

 

До недавнего времени тема мазутного топлива для городских котельных в Белогорске считалась запретной. Не любили чиновники распространяться на этот счет. И, наверняка, на то были свои веские причины. Городские власти считали, что вовсе не обязательно широкой общественности знать все эти сложные, вернее, «туманные» схемы хитросплетений поставщиков и посредников, количества и цены расходов и, наконец, чьей-то выгоды. Но сейчас ситуация изменилась. Теперь белогорцы хотя бы представляют, сколько мазута уходит в отопительный сезон, по какой цене город его покупает, и многое другое из того, чего раньше предпочитали вслух не рассказывать. Почему жидкое топливо стало «головной болью» городских властей, и как от нее избавиться, в интервью рассказал глава Белогорска Станислав Мелюков.

 

Image- Станислав Юрьевич, признаюсь, не привычно задавать вопросы, ответов на которые журналисты еще год - два назад никогда не получали. Почему Вы считаете, что мазутная тема должна быть открытой для обсуждения?

 

- Мазут - это главное «зло», которое не только тащит экономику одного из градообразующих предприятий - «Теплосети» вниз, но и тяжелым бременем ложится на плечи горожан в виде высокой квартплаты. Об этом нужно говорить и искать возможные выходы, что администрация и пытается сейчас делать. Теперь белогорцы знают, что 27 тысяч тонн мазута уходит за один отопительный сезон, они представляют, по какой цене город его приобретает. Если возникают проблемы, ситуацию комментируют и руководство МУП «Теплосети», и я, как ответственный за прохождение отопительного сезона.

 

Многие обратили внимание, что информация в доступной и открытой форме довольно часто появляется в средствах массовой информации. Думаю, так будет четкое понимание, к чему мы стремимся, и чего стоит ждать жителям.

 

- Но ведь не мазут в действительности волнует белогорцев. Для них главное, чтобы в квартирах было тепло, и квартплата не увеличивалась.

 

- Поэтому мною и была поставлена задача - избавиться от котельных, работающих на мазуте. Ведь с той поры (с 2006 года, - ред.), как стоимость гигакалории устанавливает не местная власть, а областное Управление по ценам и тарифам, влиять на ситуацию администрация города не может.

 

- А как утверждается тариф на тепло?

 

- Схема следующая: предприятие считает все свои расходы и включает в проект тарифа. Затем направляет его в областное Управление, где этот тариф проверяется и утверждается. После того, как уже утвержденный тариф публикуют в СМИ и сообщают в управляющую компанию, специалисты выводят стоимость отопления за квадратный метр. Городские власти повлиять на этот процесс не могут.

 

- А что могут?

 

- Мы должны создать такие условия, чтобы оптимизировать систему теплоснабжения в Белогорске. Причем, начать заниматься этим нужно было еще лет 7-8 назад, поскольку теперь проблем в ЖКХ накопилось столько, что быстро и сразу их при всем желании не решить.

 

- Выходит, изначально строительство в Белогорске котельных, работающих на мазуте, было чьим-то неправильным решением?

 

- Нет. Наверное, тогда, в эпоху Советского Союза такое решение было вполне рациональным и оправданным. Мазут - это по сути, нефтяные отходы, полученный путем их переработки. И в то время стоил он копейки. Ситуация изменилась лет 10 назад. Жидкое топливо стало дорожать, но даже при этом город тратил не много. Тогда ведь две больших котельных, работающих на мазуте «Транспортная» и «Амурсельмаш», городу не принадлежали. На мазуте работали несколько мелких котельных, и, в принципе, у городских властей проблем с их работой не возникало. Но даже при таком раскладе с отопительным сезоном в микрорайонах, отапливаемых мазутом, периодически возникали проблемы (один из примеров - 2006 год, когда в домах по переулку Томский отопительный сезон завершился в марте, - ред.). Правда, людям не говорили, что мазута нет. Просто отключили отопление - и все…

 

Проблем добавилось, когда в ведение города передали котельную «Амурсельмаш». Она потребляет до 60 тонн в сутки. А переданная муниципалитету в 2007 году котельная «Транспортная» - это просто «монстр» мазутный. Она «сжирает» очень много топлива - до 90 тонн в сутки. Для сравнения: суточная потребность мазута всего Бурейского района - всего 35 тонн в сутки.

 

Так что, Белогорск самый «мазутозависимый» город в Амурской области. Мы потребляем 27 тысяч тонн за отопительный сезон. Это 45 процентов от всего областного потребления.

 

Image- Сразу представляется, что в денежном выражении цифра получается колоссальная… А по сравнению с прошлым годом цены на мазут сильно выросли?

 

- Можно сказать, что в прошлом году помог мировой финансовый кризис. Тогда цену удалось снизить до 6950 рублей за тонну. Сейчас стоимость мазута в два раза выше, хотя в тариф Теплосети его включили по 10 тысяч рублей за тонну.

 

- Получается, не угадаешь?

 

- Ну, да. И кризис никто не отменял. К тому же поставщики теперь работают только по предоплате, так что, сложная ситуация почти во всех территориях области, где есть мазутные котельные. Во время отопительного сезона и «мазутчики» ведут себя несколько иначе. Если летом мы выбираем, где купить, у кого купить, где подешевле, где выгоднее, с рассрочкой, то зимой все наоборот.

 

Исходя из этого, уже поставлена задача: к следующему отопительному сезону заготовить как минимум 12 тысяч тонн мазута. Это трехмесячный запас на октябрь, ноябрь, декабрь. Все мазутохранилища Белогорска позволяют вместить 18 тысяч тонн. Хорошо бы их заполнить полностью, но по деньгам сделать это будет достаточно сложно.

 

- Какой может быть выход?

 

- Выгоднее всего взять кредит, купить много мазута летом и потом не покупать его по дорогой цене зимой. К примеру, в прошлый отопительный сезон город приобрел топлива на 100 миллионов рублей.

 

- Понятно, что в прошлый отопительный сезон город к зиме был фактически не готов. Но в этом-то году основательно подготовились к нему еще летом, заготовив топлива даже сверх нормативного запаса. Тогда почему в конце декабря произошел сбой?

 

- В начале прошлого отопительного сезона (2008-2009, - ред.) ситуация действительно была аховая. Начнем с того, что в наличии имелось всего 300 тонн мазута. При октябрьских температурах этого хватило на 4 дня. И что самое главное, впервые город в тот отопительный сезон самостоятельно приобретал топливо в таких количествах. Как я уже говорил, до 2007 года котельная «Транспортная» находилась в ведении КЭЧ, и городские власти за нее не отвечали. Тогда Белогорску требовалось всего 14-15 тысяч тонн в год.

 

Перед отопительным сезоном 2007-2008 в области были введены централизованные поставки топлива. Помните пресловутые МКС, о которых и ТВС писал достаточно подробно? Так называемая контора «Рога и копыта». Тем не менее, и в этот отопительный сезон у администрации города и Теплосети голова не болела за такой объем мазута. Область выделяла субсидию, приобретала топливо, и оно направлялось в Белогорск.

 

А когда начали работать новая администрация и новое руководство Теплосети, впервые пришлось самостоятельно заниматься заготовкой вдвое большего объема топлива. И мы справились: сразу были отсечены «левые» схемы и посредники, которые плодились вокруг бывшего руководства Теплосети, стали покупать мазут напрямую у производителей или компаний, занимающихся его поставками.

 

Тем не менее, в прошлом году два раза были проблемы с топливом. Первый раз 9 марта, помню точно, потому что лично ездил на мазутную базу и «ускорял» выход автомашин с мазутом. А второй сбой произошел этой зимой. Хотя действительно уже в августе был создан сверхнормативный запас мазута. К началу отопительного сезона в Белогорске его было 7,5 тысяч тонн. Поставки должны были продолжаться непрерывно, но произошел ряд форс-мажорных обстоятельств. Сначала на заводе-поставщике, с которым работал город, потом - на железной дороге. В результате с 18 по 21 декабря в домах, отапливаемых котельными, работающими на мазуте, температурный режим был снижен.

 

- Сейчас ситуация нормализовалась?

 

- Да. Поставки мазута возобновлены, трудности миновали, но мы не расслабляемся. Ежедневно мазут поступает в Белогорск и автоцистернами, и по железной дороге. Но создать такой же большой запас мазута просто нереально. На него сразу надо очень много денег, которых нет. Так что, по-хорошему, считаю, что с учетом новых реалий все могло быть гораздо хуже… Возможно, ситуация несколько стабилизируется, когда в Благовещенске в феврале запустят мини-нефтеперерабатывающий завод. Если это произойдет, то часть проблем отпадет.

 

- Действительно ли Белогорску в сутки требуется 160 тонн мазута?

 

- В холодное время, как минимум. Когда морозы были за минус сорок, котельные рекорд побили, тогда за сутки спалили 195 тонн.

 

- Вы говорили про оптимизацию системы теплоснабжения в Белогорске. В чем она заключается?

 

- Задач, которые поставлены в этом направлении, достаточно много. В этом году мы приняли решение закрыть мазутную котельную «10 школа». Для этого заложили деньги в бюджет, построили теплотрассу для переподключения домов, которые отапливает эта котельная. Работы были завершены в ноябре, поэтому решили не рисковать и дождаться марта - апреля. Кстати, экономический эффект при закрытии этой котельной будет составлять почти 10 миллионов в год.

 

Кроме этого один из котлов котельной Дома престарелых в этом году будет переведен на уголь, будем искать варианты закрытия котельной 202 школы, поскольку она отапливает всего одно здание: котельной Низинного, там практически аналогичная ситуация. А в итоге все эти низкоэффективные затраты ложатся в тариф для населения.

 

- А как же закрытие главных мазутных котельных?

 

- Эту проблему мы решали весь прошлый год. Сначала область выделила городу 8 миллионов на проектно-сметную документацию по реконструкции котельной «Транспортная». Позже выяснилось, что делать этого минстрой не имел права: вся ПСД должна изготавливаться за счет местного бюджета. Параллельно мы вели переписку с КЭЧ округа о передаче в наше ведение угольной эстакады, но в итоге военные нам отказали. После появились планы газификации, и нам сказали, что будем переводить котельные с мазута на газ. Потом позиция изменилась, и теперь город заручился поддержкой губернатора, который нашим планам по уходу от мазута будет помогать.

 

- И как сейчас обстоят дела?

 

- Мы вызвали специалистов из Владивостока, которые помогли нам найти решение по постепенному закрытию котельных на мазуте. По котельной «Амурсельмаша». Чтобы ее закрыть, необходимо сначала построить пристройку к котельной «Южная» и установить в ней два водогрейных котла на 50 гк/ч. Параллельно надо строить теплотрассу с Южного до Амурсельмаша. Как только пристройка и теплотрасса будут готовы, микрорайон «Амурсельмаш» будет переподключен на котельную «Южная». Там же будут вестись работы по замене нынешних котлов на паровые и более мощные. К тому времени должна быть закончена теплотрасса от Южного до мелькомбината. Полная реконструкция котельной «Южная», а ее мощность достигнет 118 г/кал, в итоге позволит нам как минимум закрыть котельные «Амурсельмаш», «Мелькомбинат», СПТУ-13, а в перспективе и «Районную».

 

- А по «Транспортной»?

 

- Здесь варианта два. Или мы покупаем и реконструируем котельную «Моста» (на мостоотряде-64, - ред.) плюс строим 2 километра теплотрассы. Или строим новую на 75-80 гигакалорий с постройкой теплотрассы метров на 500. Сейчас ждем ответа от руководства по цене и по условиям.

 

- И сколько вся эта реконструкция будет стоить?

 

- Минимум полмиллиарда. Разумеется, без областных и федеральных денег мы ничего не построим. Но, повторюсь, поддержка области есть, а у нас есть желание и воля все это сделать.

 

- И сколько времени займет эта, можно сказать, революция?

 

- Если начнем сейчас, первые результаты появятся не раньше 2012 года.

 

- И как они скажутся на жителях?

 

- Как минимум, бесперебойное прохождение отопительных сезонов, как максимум - реальное снижение квартплаты.

 

- И последний вопрос: а почему вся эта работа началась только сейчас, а не несколько лет назад? Может, хотя бы уже была готова проектно-сметная документация?

 

- Вопрос не ко мне. Я принципиально не комментирую работу предшественников…

Назад