Сегодня на Амуре № 21 (2 июня) 2010 г.


«Не ошибается тот, кто не работает»

 

интервью

 

Ошибаться свойственно всем, и врачи не являются исключением из общего правила. Правда, платить за «врачебную ошибку» приходится очень дорого - собственным здоровьем. Поэтому куда важнее обезопасить себя от «врачебных ошибок», чем стать жертвой эскулапа, а потом носиться по судам и писать на него жалобы во все инстанции. О том, как избежать проблем в лечебных учреждениях, корреспонденту газеты «Сегодня» Нине Сапрыкиной рассказал главный врач МЛПУ «Белогорская городская больница» Андрей Рудь.

 

Image- Андрей Анатольевич, что такое врачебная ошибка?

 

- Вообще, такого понятия, как «врачебная ошибка» в юридической практике не существует. Это сборное понятие, а именно, к нему относится действие или бездействие врача или медицинского работника, по отношению к тому или иному пациенту.

 

Но Вы правильно сказали, что ошибаются все, а не ошибается тот, кто не работает. Своими словами я ни в коем разе не защищаю медицинских работников, потому что белогорцы жалуются на врачей.

 

- На что чаще всего жалуются?

 

- Львиную долю, примерно 50 процентов, занимают заявления на хамское отношение медработников к пациентам. Причем на сотрудников с большим стажем. Отмечу, что пациенты пеняют на субъективные и объективные ошибки. Приведу пример объективных: пациент жалуется, что он поступил в отделение, а в это время, к примеру, ночью, отсутствовал врач-диагност или приехал чуть позже. А к субъективным относятся неграмотность или низкая грамотность специалистов. Чаще это бывает у молодых мастеров, которые приходят после института, имея диплом, сертификат, но у них еще нет необходимого опыта. Однако ошибки могут допускать и врачи старшего поколения, когда страдает квалификация докторов. Несмотря на то, что каждые 4 года медики подтверждают квалификацию, «врачебные оплошности» все-таки допускаются.

 

- Андрей Анатольевич, приведите пример самого недавнего нарекания на действия медиков.

 

- Недавно была жалоба на некачественное оказание медицинской помощи. Когда стали разбираться, то оказалось, что пациенту оказывали помощь 6 врачей. Конкретно сказать, что именно один из врачей виноват в оказании некачественной помощи - очень сложно. Каждый из них допустил оплошность.

 

- Как Вы реагируете на жалобы?

 

- Каждое обращение, которое поступает на имя главного врача, независимо от того, напрямую заявил пациент или он обратился сразу в Министерство, эту жалобу все-равно первоначально разбираем мы - руководство больницы. За каждым лечебным подразделением закреплен заместитель главного врача, и эту работу мы проводим совместно.

 

- Наказания суровые?

 

- Сегодня предусмотрены различные рычаги наказания: и финансовые, и моральные (выговоры, замечания, разборы на медицинских советах). И зачастую, при разбирательстве данных прецедентов происходит так, что в каждом определенном случае существует «цепочка виноватых». Начиная с момента приема до момента оказания помощи и выписки из стационара.

 

- Были ли случаи в Белогорске, что по вине врача умер пациент?

 

- За многие годы, конечно, были. Но такие случаи очень сложно доказуемы. По каждому случаю ведется разбирательство на уровне областного правительства. То есть, если происходит смерть пациента и родственники пишут жалобу на Белогорскую городскую больницу, то разбирательство проводят специалисты Амурской областной клинической больницы. Далее у нас здесь проходит заседание клинико-экспертной комиссии. В итоге решение принимается специалистами областного уровня. А суд принимает решение на уровне заключения специалистов.

 

- Куда пациенты или их родственники могут обратиться с жалобой на недобросовестного медицинского работника?

 

- Жалобы принимаются по телефону горячей линии 24091. Он работает круглосуточно. И я, как главный врач лечебного учреждения, ежедневно прослушиваю поступившую информацию. Подать жалобу можно непосредственно в приемную главного врача городской больницы. Здание расположено по адресу: ул. Набережная, 116.

 

- Пациенты во время лечения какие ошибки допускают?

 

- Я был свидетелем вопиющего случая. В одной из аптек города женщина говорит фармацевту: «Пожалуйста, на днях у ребенка начался жидкий стул, и мне пришлось вызвать скорую. Когда приехали медики, они сказали: или ложиться в инфекционное отделение или колоть антибиотики. Я написала отказную от стационара. Мне порекомендовали антибиотики. А Вы что можете порекомендовать?» Я стою, все это слушаю и наблюдаю, как будет дальше развиваться ситуация. А фармацевт начинает советовать: «Ребеночку можно вот это, или вот это».

 

В общей сложности она назвала клиентке порядка 10 препаратов. Я, конечно, «закипел» и представился главным врачом. Попросил женщину изложить мне проблему. По ее рассказу я понял, что у малыша уже идет обезвоживание и уговорил поехать в инфекционное отделение. Они пролежали там до утра, получили необходимую помощь и консультации. Правда, утром все-таки уехали домой. И я хочу отметить, что таких прецедентов, когда фармацевт начинает рекомендовать медицинские препараты, очень много. В то же время аптекарь этого делать не имеет права и никакой ответственности не несет за ту или иную информацию или действие медикамента, который порекомендовала. Подобные ситуации возникают в больнице, когда врач-диагност советует, какими лекарствами лечиться пациенту. Пациент следует совету, и в результате возникает «врачебная ошибка». На каждом планерном совещании мы говорим, что врачам-диагностам нельзя этого делать. Это все-равно, что врач-лечебник пойдет к аппарату УЗИ и начнет делать диагностику. Врач-диагност не лечит, а диагностирует. Поэтому лечение назначает только лечащий врач.

 

- Врачей ведь не всегда ругают, очень часто пациенты говорят в их адрес добрые слова. Такие медицинские работники поощряются?

 

- Да. Именно в этом году мы приняли решение выбрать лучшего врача. В течение месяца будет проходить конкурс «Народный врач Белогорска». Он направлен на выявление лучших докторов, а также на повышение уровня оказания качества медицинских услуг. Принять участие в нем сможет любой из белогорцев, который остался доволен тем, как его пролечил тот или иной доктор. Может быть, спас жизнь. Для этого наши пациенты должны написать письмо и тоже отправить к нам в приемную.

 

Лучшего врача мы объявим 18 июня, в День медицинского работника. Кстати, этот конкурс обещает стать традиционным. Таким образом, мы надеемся повысить ответственность врача перед своими пациентами.

 

- Андрей Анатольевич, спасибо за интервью.

НазадАрхив