Сегодня на Амуре № 35 (8 сентября) 2010 г.


Права покупателя - ваши права
 

права потребителей

 

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивается с некачественным товаром: продукция с истекшим сроком годности, бракованная одежда или некачественная бытовая техника. И как показывает практика, в большинстве случаев возвращение неликвида обратно в магазин заканчивается в лучшем случае спорами и неприятным осадком, в худшем - борьбой за свои права в суде. Кстати, еще в 1992 году у покупателей появилось грозное оружие против недобросовестных продавцов - закон «О правах потребителя». Еще больше расширились права потребителей в 1999, после принятия поправок к закону. Уважают ли права потребителей белогорские предприниматели, проверяли специалисты отдела экономической политики администрации Белогорска.

 

ImageЗакон соблюдают не все

 

По словам специалиста первой категории отдела по экономической политике Евгения Блюм, торговые сети города попали под пристальное внимание в связи с поступающими жалобами.

 

- Покупатели жалуются на отсутствие жалобных книг, необходимой информации, которая в обязательном порядке должна быть в уголке потребителя, - рассказал он. - Поэтому было решено навести порядок в торговых точках.

 

В настоящее время сотрудниками отдела уже обследовано более 60 магазинов города. Итог проверки показал, что в некоторых из них уголки потребителя отсутствуют вовсе.

 

- Были случаи, когда уголок потребителя есть, но он не соответствует требованиям закона «О защите прав потребителей», - пояснила главный специалист отдела по экономической политике Раиса Омельченко. - В некоторых магазинах нет книг жалоб и предложений.

 

Между тем, согласно требованиям закона «О защите прав потребителя», информационный стенд для покупателя обязателен для каждой торговой точки. Кроме того, он должен быть на виду, и ни в коем разе не заставлен холодильником с напитками, банкоматом или цветами.

 

- На стенде должна быть указана достоверная информация, касающаяся владельца магазина, - пояснил Евгений Блюм. - Кроме того, должны быть указаны телефоны контролирующих организаций, правила продажи некоторых видов товаров. Здесь же должна быть и книга отзывов и предложений.

 

Однако, как показала проверка, далеко не все предприниматели соблюдают эти требования. В результате экономистами администрации было вынесено 39 предупреждений.

 

- Ряд магазинов приняли во внимание наши замечания и исправили недочеты, - отметила Раиса Омельченко. - Предпринимателям, которые этого сделать не успели, мы дали время для их устранения.

 

Если руководство торговых сетей города проигнорирует замечания в течение недели, то после повторной проверки специалисты экономического отдела администрации направят документы в отдел по защите прав потребителей территориального отдела Управления Роспотребнадзора для дальнейшего разбирательства. В свою очередь, с проверкой в магазин-нарушитель наведаются сотрудники Роспотребнадзора.

 

- По обращению граждан или органов местного самоуправления наши сотрудники тоже проверят указанную в заявлении торговую сеть, - рассказала исполняющая обязанности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белогорску и району Марина Лада. - Будет возбуждено административное расследование, и если нарушение не устранено, составлен протокол.

Памятка покупателю

 

Кстати, кроме использования «Уголка потребителя», у покупателей есть и другие права, о которых они часто забывают. К примеру, каждый покупатель, сомневаясь в качестве товара, вправе потребовать у продавца декларацию соответствия или ее заверенную нотариальную копию. Отправляясь за продуктами в супермаркет, нужно помнить, что на упаковке обязательно должна быть информация на русском языке о производителе, дате производства, сроке годности и составе продукта. Помимо всего этого, достаточно часто встречаются недоразумения более мелкого масштаба, о которых рядовой покупатель может и не догадываться, считая нормой то, что ему предоставляется. К примеру, мало кто знает о том, что хлеб обязательно подается покупателю только с помощью полиэтиленового пакета, а не голыми руками, как происходит в некоторых торговых сетях Белогорска. Говоря об обслуживании, нельзя не сказать о частом отсутствии продавцов в закрепленных за ними отделах. В итоге у заждавшегося покупателя, который к моменту возвращения продавца успевает изучить весь ассортимент отдела, пропадает желание в будущем возвращаться сюда.

Как вернуть свои деньги?

 

- Если, придя домой, покупатель открыл банку с каким-либо продуктом и обнаружил, что он испорчен, обязательно нужно вернуть обратно, - отметил Евгений Блюм. - Даже если срок годности, указанный на этикетке, еще не вышел.

 

Правда, при предъявлении каких-либо претензий необходимо иметь при себе товарный чек, подтверждающий покупку. В свою очередь, продавец в обязательном порядке должен заменить товар или вернуть деньги, - подчеркнула Раиса Омельченко.

 

Что же касается непродовольственных товаров, к примеру, одежды или обуви, то их тоже можно вернуть обратно или заменить. Даже в том случае, если купленная вещь не бракованная, а не нравится цвет, размер, фасон. Согласно закону, замена товара на аналогичный возможна, если со дня приобретения прошло не более 14 дней, не считая дня покупки, и если товар не был использован. При этом должны быть сохранены все защитные пленки, упаковка, гарантийный талон. Если на момент обмена аналогичного товара нет в наличии, покупатель имеет право купить любые другие товары с соответствующим перерасчетом стоимости. Можно вернуть обратно деньги в размере стоимости возвращенного товара. В том случае, если неисправность обнаружилась перед началом использования товара, а товар остается в идеальном состоянии, и, опять-таки, со дня покупки прошло не более 14 дней, то вы можете обратиться с просьбой заменить товар на новый. При необходимости может быть проведена экспертиза, в процессе которой устанавливается факт ненарушения потребителем гарантийных условий эксплуатации товара.

 

Однако в Белогорске нередки случаи, когда не удается решить проблему на уровне магазина. В этом случае покупатели могут обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, 15.

 

- Потребители могут обогатиться с жалобой в приемную, - пояснила Марина Лада. - Для этого им необходимо написать заявление.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив