Сегодня на Амуре № 44 (10 ноября) 2010 г.


Образование дошло до «точки бифуркации»

 

разбор полетов

 

Точка бифуркации - состояние системы, когда определенное воздействие приводит к глобальным изменениям. Часто этот процесс сравнивают с эволюцией. Если понять его суть, то можно достичь невероятных результатов.

 

ImageМодернизация, реструктуризация, инновация… В последнее время мир образования действительно переживает нечто новое. Педагоги связывают этот процесс с реализацией комплексного плана модернизации образования. В Амурской области он начался в 2007 году. Один из базисных этапов - переход на новую систему оплаты труда. Главная цель, говорят специалисты, - повышение доходов учителей, развитие системы качества образовательных услуг и расширение общественного участия в жизни школ.

 

То, что «деньги пойдут за учеником», белогорские учителя поняли сразу. С 1 сентября 2008 года город стал участником областного эксперимента по введению новой системы оплаты труда. Условия нормативно-подушевого финансирования потребовали жесткого контроля за комплектованием классов (не менее 25 учеников), оптимизации штатного расписания, перехода на пятидневную рабочую неделю.

 

Стоит отметить, что заработная плата педагогов в полном объеме выплачивается за счет средств областного бюджета. В 2010 году, к примеру, областная субвенция составит не менее 94 млн рублей. То есть 1 тыс. 84 руб. на одного ученика ежемесячно.

 

По данным комитета по образованию, изменение структуры фонда оплаты труда позволило направить дополнительные средства на стимулирование педработников, административно-хозяйственного и управленческого персонала. По тем же данным показатели среднемесячной заработной платы образовательных учреждений увеличились на 34%, а стимулирующий фонд («премия» за качественную работу) в школах достиг 12%. В середине 2010 года по решению главы города эти данные проверили.

 

По итогам мониторинга, глава Белогорска Станислав Мелюков подписал постановление о внесении изменений в порядок оплаты труда педагогов. Изменения коснулись системы оплаты труда в части заработной платы административного персонала. С 1 января 2011 года зарплата директоров и завучей школ будет снижена. Высвободившиеся средства фонда оплаты труда школы будут направлены на стимулирующие выплаты рядовым учителям.

О цифрах

 

Стоит отметить, что при определении должностного оклада, к примеру, директора школы учитывалась средняя заработная плата учителя, умноженная на коэффициент, равный 3. Таким образом, зарплата директора школы в настоящее время с разного рода «накрутками и надбавками» выше средней учительской в среднем в 4 раза.

 

Нечто подобное в начислении зарплат происходит и в отношении завучей. Их зарплата рассчитывается исходя из директорской. С разницей в окладе от 10 до 30%. Обижать своих подчиненных директора, конечно, не имели права. Поэтому и «снижали» оклад по минимуму. Правда, не все.

 

Справедливо это или не очень, в педагогическом сообществе предпочитают не говорить. С одной стороны, ответственность директора и завучей. С другой - стимулирующий фонд рядовых педагогов, который систематически стремится к нулю из-за зарплат руководящего состава. Этот перекос и решили устранить.

 

С 2011 года коэффициент кратности для директоров школ снизят до 2-х. А должностной оклад замруководителя учреждения установят на 30% меньше оклада директора. В одной из самых больших школ города, к примеру, таким образом «высвободится» 65 тысяч рублей ежемесячно. Если учесть, что эти средства направят на стимулирующий фонд и разделят, допустим, на 100 работающих поровну, то получится премия каждому 650 рублей. Много это или мало, могут судить только учителя.

 

Стоит отметить, что решение о премировании работников, непосредственно обеспечивающих выполнение основных педагогических функций, принимается на Управляющих Советах. Такой есть в каждом учебном заведении. Именно здесь члены Совета (педагоги, родительская общественность и представители от комитета по образованию) оценивают качество работы учителей, ставят «галочки» и подсчитывают баллы. Если в стимулирующем фонде есть «сэкономленные» деньги, то выплаты делают. Если нет, то… не обессудьте.

 

Теперь же, предполагают в администрации, стимулирующий фонд в школах будет всегда. Пусть и небольшой, но зато постоянный. При этом централизованный фонд стимулирования, сформированный в МУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации г. Белогорска» увеличен до 1,5% от фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений города. Он предназначен не только для премирования руководителей учреждений по итогам года, но и на разовые поощрения за успешное выполнение социально-значимых дел, а также поощрение учителей-победителей городских, областных и других конкурсов.

О ЦРО

 

ImageКстати, с 1 января 2011 года преобразования будут и в Центре развития образования. Городской бюджет перестанет финансировать заработную плату руководителя и персонала учреждения. За счет городской казны будут оплачиваться лишь коммунальные услуги и выполнение муниципального задания.

 

Напомним, ЦРО появился в Белогорске почти 10 лет назад. Расположившись в бывшем здании ОВД по переулку Товарный, 3, Центр оказывал образовательные услуги преимущественно за плату. Здесь предлагают репетиторство, «довузовскую» подготовку, обучение компьютерной грамоте. За год, по словам директора ЦРО Натальи Кучер, обучение проходит до 800 школьников. Кроме этого, на базе ЦРО можно подготовить даже 4-х летнего малыша к школе и получить высшее образование дистанционно. Стоимость платных услуг, к примеру, репетиторства составляет от 110 до 270 рублей в час, в зависимости от особенностей обучения (индивидуальное или групповое).

 

Все это время из городского бюджета выделялись средства на расходы по коммунальным платежам, а также заработную плату административному и техническому персоналу. В 2010 году, к примеру, на эти расходы предусмотрено почти 1 млн 400 тысяч рублей.

 

С 1 января 2011 года бюджет выделит лишь 416 тысяч на «коммуналку» и определенную сумму за выполнение муниципального задания. Например, обучение детей-инвалидов, опекаемых и сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Их, кстати, педагоги ЦРО уже готовят. Остальное учреждение должно заработать само. С нового года оно станет автономным. Наталья Кучер отмечает, что такая «точка бифуркации» Центру только на пользу.

 

- Мы открыты для всего нового. Будем работать, учить. И это главное.

Светлана Саенко

НазадАрхив