Сегодня на Амуре № 48 (8 декабря) 2010 г.


Квартирный вопрос для родственников

 

забота о людях

 

Пожалуй, редкого человека в нашей стране не интересует квартирный вопрос. Родители и подросшие дети не могут разъехаться. Братья и сестры не могут поделить. Осточертевшие друг другу бывшие муж и жена продолжают жить под одной крышей, потому что другой крыши ни у кого из них нет. Теперь есть еще дети и внуки фронтовиков. Это особая категория. Как оказалось, указ президента о квартирах для ветеранов многим из них подарил мечту. Ее исполнения готовы добиваться, помышляя якобы только об одном: чтобы любимый дедушка (прадедушка, прадядюшка) не остался без положенных квадратных метров. На деле выходит, что верить нельзя. И глупо думать, что обещанное добрым «царем» не повернут в свою сторону злые «бояре».

 

ImageХотя прав был президент, говоря о том, что главный долг государства перед ветеранами - жилищный. Вот только вспомнили об этом слишком поздно - в канун 65-летия Победы. Не дождались свидетели войны светлого будущего. Многим из них давно за 80. Они уже так больны и так стары, что вряд ли мечтают о новых «хоромах». Гораздо дальновиднее, выходит, дети и внуки фронтовиков. У них то, как раз, все еще будет, все еще впереди…


Поклон и закон…

 

«Не гаснет память и свеча, поклон вам, дорогие ветераны», - на стенде ко дню 65-летия Победы в селе Большая Сазанка имена всех участников войны. В числе первых Сергей Степанович Караблин. Он прошел всю войну, дошел почти до Берлина. Вернулся в родное село с ранением и в орденах. Там и жил все эти годы в доме, который выделил родной колхоз «Зея».

 

- С родственниками он жил, - поясняет теперь его дочь Вера Краснова. - С братом моим, внучкой… Только забрала я его к себе, в мае прошлого года прописала в своей квартире. Бедро там ему сломали. Да и выпивал отец с сыном на пару…

 

До того, как это произошло, Сергей Степанович, 1923 года рождения, подавал заявление на улучшение жилищных условий как участник Великой Отечественной войны в администрацию Большесазанского сельсовета. Там документ оставили без рассмотрения в связи со сменой места жительства ветерана. Поэтому аналогичное заявление было рассмотрено уже в ходе заседания белогорской комиссии по жилищным вопросам.

 

- В итоге Сергею Степановичу Караблину в признании его нуждающимся в жилом помещении для получения социальной выплаты было отказано, - рассказывают в Управлении ЖКХ, ссылаясь на 54 статью Жилищного кодекса и закон Амурской области. Суть объяснений сводится к тому, что заявитель зарегистрирован у дочери и действительно проживает по адресату, а значит, является полноправным членом семьи. К тому же по Закону Амурской области N38-ОЗ он обеспечен общей площадью жилья более учетной нормы (то есть более 15 квадратных метров на человека).

 

«Достойным потомкам»

 

- Хороший Указ президента обеспечить жильем ветеранов, - говорит начальник юридического отдела администрации города Николай Невзоров. - Только ответственные за это дело - местные власти. И, к сожалению, только лишь словами президента и премьера о том, что «каждому ветерану - по квартире» руководствоваться не имеем права. Мы вынуждены действовать в рамках закона. И не дай Бог его не соблюсти. Тогда будет нецелевое расходование денежных средств и неминуемая ответственность виновных, вплоть до уголовной...

 

Поэтому решение родственников Сергея Степановича Караблина в части обращения в прокуратуру было правильным. Выходит, что это единственный шанс добиться желаемого с учетом сопутствующих реалий. В интересах ветерана прокуратура выступила в суде. Как положено, перед обращением в суд была проведена прокурорская проверка.

 

- Жилищная комиссия ведь принимает решение по представленным документам, - рассказывает помощник прокурора Наталья Броницкая. - А мы провели расширенную проверку, запросили материалы с прежнего места жительства ветерана. Воздержусь от комментариев по поводу условий, на основании которых эта категория граждан признается нуждающимся в жилье согласно действующему законодательству. Возможно, не было бы этих судов и дополнительной волокиты, если бы документально были прописаны другие нормы. А уж как ветеран будет распоряжаться квартирой и кто в ней станет жить, нас не касается…

 

Впрочем, в суде нашлись доводы, которые позволили отойти от установленных норм. Как многозначительно указано в решении, «обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жильем должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства»… А еще в нем говорится, что Указом президента «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» предусмотрено «обеспечение жильем с целью отдать дань глубокого уважения указанным гражданам». И с этим никто не спорит. Вот только на деле нередко получается, что дань уважения ветеранам, а жилье, в лучшем случае, - благодарным и достойным потомкам.

 

- Кроме меня в квартире прописаны сын и отец, - рассказывает дочь ветерана. - Еще один сын должен из тюрьмы скоро вернуться. Он дважды судим, один раз за убийство. Разве сможем мы вместе жить? Они ведь молодые, им отдельная жилплощадь нужна...

 

И от чего-то совсем не хочется комментировать услышанное. Все и так уже сказано…

Суд решил

 

ImageМежду тем, суд справедливо определил, что Сергей Степанович Караблин своего жилья не имеет. Его право пользования жилым помещением, в котором он прописан, не является бессрочным, поскольку дальнейшее проживание обусловлено волеизъявлением собственника жилого помещения - то есть дочери ветерана. Только она вправе распоряжаться этим жилым помещением, и если однажды последует отчуждение квартиры, это приведет к прекращению права проживания ветерана и отсутствию у него жилого помещения.

 

Выполняя решение суда, администрация города признает Сергея Степановича Караблина нуждающимся в жилом помещении и поставит его на учет по улучшению жилищных условий для предоставления и использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в программу Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области»…

 

- Мы ни в коем случае не будем обжаловать это решение, - говорят в юридическом отделе администрации города.

 

Так что, дочери ветерана можно не переживать. Жилье ему дадут в одном из трех строящихся домов для ветеранов по улице 50 лет Комсомола. Стоит напомнить, что их возводят по канадской технологии. Для строительства требуется всего несколько месяцев. Работы по строительству идут по графику. Уже выполнен нулевой цикл работ и практически завершен монтаж. Скоро строители планируют приступить к отделочным работам. Родственники могу быть уверены, что ключи от новых квартир будут получены уже этой зимой.

 

Кстати, несколько квартир еще ждут своих владельцев. Заявления принимаются в Управлении социальной защиты населения.

Анна Нурадилова
 

Р.S. На рабочем столе замглавы по социальным вопросам Галины Бурмистровой обращения разного характера. В том числе и по вопросам предоставления жилья. Часто от тружеников тыла, участников Великой Отечественной, инвалидов, вдов ветеранов. Иногда они сами писать уже не в состоянии, и тогда обращаются соседи, потому что больше, оказывается, некому. Разные судьбы. Но так часто повторяющийся финал.

 

- В нашем доме проживает одинокая больная женщина. Родных и близких у нее нет, - написали в одном из таких обращений жители дома по улице Кирова. - Она сильно болеет, давно не встает с постели. К ней приходит из горсобеса помощница, но она бывает у нее 2 раза в неделю и только полчаса.

 

Измученная болезнью и одиночеством женщина была готова переехать в интернат для престарелых и инвалидов, считая, что так будет легче. Хоть кто-то будет рядом. Она мечтала об этом. И даже в очереди числилась на получение заветного места в спецучреждении.

 

«Просим помочь ей, пока не случилось беды…», - просили за нее жители дома. Как рассказывает Галина Бурмистрова, это заявление поступило в администрацию 10 ноября. В тот же день глава города Станислав Мелюков поручил «оперативно отреагировать». Но не успели. Спустя два дня, 12 ноября, женщина умерла. А буквально на следующий день после похорон выяснилось, что одинокой она не была. Сразу после ее смерти родственники и прямые наследники заявили о своих правах на имущество, в том числе и на квартиру, в которой много лет прошло в одиночестве. Выходит, прав был булгаковский Воланд, когда говорил о москвичах, которых испортил квартирный вопрос. Тогда легендарный классик и представить, наверное, не мог, что сегодня эта испорченность коснется всей страны…

НазадАрхив