Сегодня на Амуре № 1 (12 января) 2011 г.


«Дорого, дорого, встретили Новый год»

 

права потребителей

 

«Ой, цены растут! Хотела намедни язычок говяжий прикупить - 450 рубликов уже! Господа, ну хоть как-то можно чуть сдерживать? Порой прыжки выходят за все рамки. Разница в цене в разных магазинах на один продукт доходит до 100 рублей: зык говяжий 210р-240р-380р-410р, говорят, есть дороже». «Ребра копченые от одного производителя на гор. рынке 280 р, от другого - 380 р. Отчего так-то?». Такие и подобные комментарии можно было прочитать в последних числах декабря на форуме www.tvs-media.ru. Между тем, в разы завышенную стоимость некоторых продуктов питания можно назвать традиционным явлением перед наступлением Нового года. Во сколько обошелся новогодний банкет белогорцам, выясняла корреспондент газеты Нина Сапрыкина.

 

ImageЧем бы закусить?

 

Традиция накрывать праздничный стол на Новый год зародилась еще на Руси. Сегодня, как и в советские годы, как правило, новогоднее меню состоит из знаменитого салата «Оливье», «Сельди под шубой», фаршированного гуся или утки. Правда, кроме этого, хозяйки добавляют оригинальные рецепты, мечтая порадовать своих родных и близких различными деликатесами, а на приготовление вкуснейшего изобилия уходит не один час. Не жалеют ни сил, ни средств. Об этом явно говорила «картина», которую можно было наблюдать в предновогодние дни в крупных продуктовых магазинах города. Основной наплыв покупателей пришелся на 29, 30, и 31 декабря. Набитые доверху тележки, огромные очереди у касс красноречиво говорили о том, что именно новогоднее меню - основной стереотип праздника. Кстати, несмотря на то, что символ 2011 года кролик - любитель морковки и капусты, и стол, в принципе, мог состоять только из вегетарианских блюд, по словам продавца одной из торговой розничной сети, в первую очередь, с прилавков «сметали» тушки цыплят, свинину, куриные крылышки и различные мясные деликатесы. Большим спросом у покупателей пользовались кальмары, майонез, сыр и овощи. Все то, что было необходимо для приготовления салатов и различных закусок. Отдельно стоит сказать о яйцах, которые по праву можно назвать основным ингредиентом многих салатных блюд. С их наценкой некоторые предприимчивые магазины «переборщили».

 

- 29 декабря решила приобрести «кассету» яиц в одном из магазинов, - рассказала жительница Белогорска. - Примерно знала стоимость, поэтому не обратила внимание на ценник. А когда кассир назвала сумму, была в шоке. Получалось, что цена за десяток 57 рублей.

 

Некоторые потребители обратили внимание, что резко подорожали различные овощи и зелень: петрушка, укроп, листья салата. Заметно в канун Нового года подорожали фрукты.

Игристое и не только

 

Под бой кремлевских курантов в России пьют шампанское. Диапазон цен на этот напиток в магазинах чрезвычайно широк - от 120 рублей до нескольких тысяч. Средняя цена - 300-600 рублей. Что касается коньяка, то 30 декабря некоторые виды и вовсе раскупили, даже несмотря на высокую стоимость. 31 декабря на полках отсутствовали и популярные в народе конфеты «Птичье молоко», «Фереро», «Рафаэло». Как отмечают сотрудники магазинов, наибольшим спросом пользовались сладости в оригинальных красивых коробках. Цена некоторых достигала 1000 рублей.

 

Тем не менее, большинство белогорцев при покупке вкусностей не скупились. Ведь изобилие на столе именно в новогоднюю ночь для большинства служит символом того, что и будущий год будет богатым, щедрым.

 

- Мы потратили на продукты к новогоднему столу порядка 12 тысяч рублей, - рассказала одна из жительниц Белогорска. - Правда, большая часть этих средств ушла на хорошие алкогольные напитки.

 

В целом же цена новогоднего угощения колеблется от 5 до 15 тысяч рублей. А разнообразие и количество блюд во многом зависело от количества гостей в доме.

Контроль за продуктами

 

Напомним, что сотрудники экономического отдела администрации Белогорска совместно с сотрудниками прокуратуры с середины прошлого года еженедельно проверяют торговые сети с целью предотвращения завышения предельно-допустимой наценки на социально значимые продукты. По словам заместителя прокурора Белогорска Ольги Смирновой, последняя проверка сотрудниками была проведена 20 декабря. Однако пока результаты не проанализировали. Что же касается непосредственно предновогодних и праздничных дней, то в эти дни предпринимателей не проверяли. Так что, вполне возможно, что с целью получить большую прибыль некоторые торговые сети воспользовались ситуаций и искусственно завысили цены.

 

- Я особого повышения не заметила, когда сама покупала продукты, - отметила Ольга Смирнова. - Но, к примеру, яйца я брала на рынке по 47 рублей за десяток. Еще в другом магазине видела по 52 рубля. Тем не менее, наступили рабочие будни, и мы, как и прежде, будем осуществлять контроль.

 

Кстати, наценка на социально-значимые продукты не может превышать 30 процентов. При этом стоит заметить, что деликатесы, конфеты, алкоголь и фрукты социально значимыми не являются.

Лед тронулся

 

Некоторые покупатели не забывали, что 2011 год - год еще одного животного - кота. Поэтому при выборе праздничных рецептов учитывали предпочтения этого пушистого домашнего животного.

 

- У нас многие брали копченую рыбку, в основном кету, реже семгу, - рассказала сотрудница одного из супермаркетов. - Пользовались спросом креветки. Из замороженной рыбы брали форель, палтус, камбалу. Чаще приобретали филе рыбы, чтобы не чистить.

 

Впрочем, некоторые виды морепродуктов можно было замороженными назвать с натяжкой. В красивых «аппетитных» с виду пакетах можно было видеть отходы рыбопереработки, обильно покрытые льдом и химическими реагентами, которые удерживают воду. В одном из своих выступлений глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, отметил, что «российский покупатель рыбного филе в пяти случаях из семи получает не то, за что платит. Рыбой это можно назвать с большой натяжкой, и «ледяной» рыбы на полках быть не должно». Тем не менее, недобросовестные поставщики продолжают поставлять в торговые сети «ледяной» продукт. Наверняка, многие, покупая замороженные продукты, обращали внимание на то, что после разморозки рыбки становится практически в половину меньше. Между тем, согласно ГОСТу и нормам СанПиНа с 1 октября доля глазури, то есть льда, в рыбном филе должна составлять не больше 5 процентов от массы нетто, а в креветках - не больше 6 процентов. Тем, кто заморозил рыбу, а потом продает ее, необходимо довести до потребителя сведения, какой обработке она подвергалась. Пока, по последней проверке Роспотребнадзора, содержание глазури в некоторых видах рыбы колеблется на уровне 20 процентов. Для тех, кто не соблюдает правила, действуют стандартные штрафы: от 1,5 тысячи для производителя до уголовной ответственности за серьезное нарушение. Правда, для тех, кто «наваривается» на полезном продукте, штраф весьма незначительный.

 

Что касается проверки рыбной продукции, то по действующему законодательству, ее разрешается проводить только раз в три года. Причем предупредив при этом самого проверяемого за три дня. Такие нормы вызывают скептическое отношение многих экспертов по поводу соблюдения нового закона. Сам же Онищенко считает, что лучшим «цензором» здесь будут сами покупатели, которые при наличии качественного товара «ледяную» рыбу покупать не будут.

НазадАрхив