«Дембель неизбежен...»
криминал
Армейским традициям, именуемым «дедовщиной», похоже, приходит конец. В связи с тем, что срок службы в армии сократился до 1 года, теряются поколениями выработанные казарменные традиции. Военные правоохранительные органы отмечают, что «деды» и «духи» уходят в прошлое, а согласно статистике, преступлений в армейской среде меньше не стало. Неуставные отношения здесь идут отдельной строкой - в отдельных казармах, особенно в отдаленных воинских частях, стало больше мордобоя и издевательств.
Военнослужащие
отмечают, что теперь среди солдат практически все равны - «дембеля» от
«духа» отделяют всего каких-то полгода, и он не имеет уже посреднических
рычагов давления на новобранца, ведь исчезла прослойка, которая и
являлась основой казарменной жизни, - «слоны» и «черпаки».
Андрей Курчавин - житель Тюменской области. Он призвался весной прошлого года и о службе в армии был наслышан. О своих воинских буднях парню рассказывал старший брат. Поэтому Курчавин был уверен: чем меньше войска воюют и занимаются боевой подготовкой, тем больше в них неуставных взаимоотношений. В том же Афганистане при всей жесткой системе подготовки молодых солдат «дедовщина» в боевых подразделениях сводилась практически к нулю. Во-первых, некогда. Во-вторых, можно и пулю в спину схлопотать в отместку. В-третьих, как это ни пафосно звучит, боевая обстановка сближает людей и отметает такие условности, как сроки призыва.
Поэтому Андрей мечтал попасть на службу в элитные подразделения. Грезил «спецназом», сутками мог смотреть фильмы про «голубые береты» и был четко уверен, что настоящий мужчина - тот, кто служил в армии.
Вот только его мечта о службе не сбылась. Служить пришлось при штабе дивизии. Сразу после принятия присяги он, как новоявленный солдат, получил звание «духа» и стал низовым звеном армейской иерархии.
«Духом» быть было непросто. Спать - нельзя, есть - нельзя, руки в карманы - нельзя, даже в туалет по желанию - нельзя. Можно было только много работать, бегать, выполнять кучу различных и бесполезных приказаний. Еще участвовать в ночных казарменных развлечениях, которые нередко оборачивались жестким мордобоем со стороны старослужащих.
Когда терпение было на исходе и становилось совсем невмоготу, Андрей вспоминал, что еще чуть-чуть, и он тоже станет «дедом» и будет точно так же воспитывать молодой контингент. В его армейском фотоальбоме большими буквами было написано: «Дембель неизбежен», - сказал молодой солдат и вытер слезы половой тряпкой». Однако «дембель» подкрался совсем не так, как рассчитывал Курчавин.
Из материалов уголовного дела:
«Курчавин применил насилие к начальнику во время исполнения тем обязанностей военной службы. 4 сентября младший сержант Моршавин, являющийся для него начальником по воинскому званию, направил Курчавина убирать помещения штаба, требовал исполнения своего распоряжения через 15 минут…»
Как пояснил в ходе следствия Курчавин, разговор был в одном из кабинетов штаба. Младший сержант в грубой форме требовал от него уложиться в отведенные 15 минут.
- Я только попросил «добавить» время, а в ответ услышал оскорбительные слова, - пояснил во время судебного заседания подсудимый. - Он шел на меня, и я знал, что сейчас будет бить.
Андрей не стал терпеть. Брат учил, что нельзя этого делать. Он толкнул Моршавина ладонями в грудь, а затем ударил кулаком в лицо.
Согласно заключению судмедэкспертизы, пострадавший «старший по званию» получил открытый двусторонний перелом нижней челюсти со смешением отломков. Травма была серьезной, боль сильной. Пришлось обращаться в хирургическое отделение лазарета. Да и не собирался младший сержант прощать обидчика. С трудом разговаривая, обещал показать Курчавину, что значит настоящая служба. Кстати, пострадавший старше своего обидчика всего на один год.
В суде Андрея Курчавина признали виновным. Ему было назначено наказание в виде полутора лет лишения свободы, которые он будет отбывать в дисциплинарной воинской части.
Анастасия Чернявская