Заказчики тоже плачут
Федеральный закон о госзакупках амурские чиновники назвали разрушительным
разбор полетов
Каких только нелицеприятных эпитетов не удостаивается 94-ФЗ, регламентирующий порядок приобретения товаров и услуг госучреждениями: «ненавистный», «антинародный», «разрушительный». За время своего существования с 2006 года Федеральный закон о госзакупках нажил себе тысячи врагов из-за неповоротливости системы, сомнительной конкуренции, длительных сроков конкурсных процедур, невозможности проконтролировать качество закупаемой продукции и привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков.
Сегодня в органах власти и бизнес-сообществе активно обсуждается возможная альтернатива 94-ФЗ. Почему назрела такая необходимость, объясняли амурские политики, руководители госучреждений и предприниматели.
Презумпция добросовестности чиновника
Какие цели преследовали авторы закона о госзакупках? В первую очередь - снизить коррупционную составляющую. То есть изначально заказчику (читай, чиновнику) отводится роль взяточника, наступающего на горло конкуренции, а поставщику - роль жертвы. Ситуации, когда заложниками непрофессионализма и недобросовестности предпринимателей становятся как раз-таки заказчики, закон никак не трактует. А таких примеров масса!
Так, на оснащение современным оборудованием одного из Центров здоровья Приамурья из федерального бюджета было выделено 1,5 миллиона рублей. Заказчик (госучреждение, название которого мы опустим) объявил конкурс. С победителем (предприятием не местным) заключили договор на поставку - все чин чинарем.
Однако в оговоренный срок медицинские аппараты и установки не поступили, заказчик обратился в суд. Судебные разбирательства длятся уже больше полугода, все это время Центр здоровья обходится без необходимого оборудования.
- Закон никак не предусматривает ответственность поставщика, если он не выполняет своих обязательств, - комментирует руководитель того самого госучреждения, заключившего злополучный договор.
- В
результате
мы
становимся
заложниками
недобросовестного
поставщика:
сначала я
должен
доказать его
вину в суде,
потом - в
ФАС, и
только тогда
он будет в
чем-то
виноват. А я
уже девятый
месяц
виноват
перед
минздравом.
Судебный
процесс
может
длиться
бесконечно,
а я хочу
расторгнуть
договор и
наконец-то
купить
необходимое
оборудование.
1 января
федералы
заберут эти
1,5 миллиона
и больше их
нам никогда
не дадут. А
Центр
здоровья так
и останется
неоснащенным.
Получается,
что одну
сторону
процесса
госзакупок
закон ставит
в жесткие
рамки, а
другим
предоставляет
полную
свободу
действия:
захотел -
выполнил
условия
договора, не
захотел -
суд вам в
помощь.
Платим за кота в мешке
Еще одна цель 94-ФЗ - это приобретение для государственных нужд самой качественной продукции. Ведь для чего еще тогда поставщиков выбирают на конкурсной основе, как не затем, чтобы найти лучшего? Но и с этим у авторов документа вышла промашка.
Так уж получилось, что главным критерием для выбора победителя торгов выступает не профессионализм и наработки в определенной сфере деятельности, а цена, которую предлагает участник. У кого расценки ниже - тот и победитель. А вот можно ли поставить знак равно между «дешево» и «качественно» - большой вопрос.
Проиллюстрируем свежим примером. Для концертного зала белогорской школы искусств необходимо было закупить кресла. Заказчик - городская администрация, цена вопроса - 3 миллиона рублей.
- В электронных торгах участвовало несколько фирм, в итоге опустили цену до 2,3 млн рублей, - рассказывает мэр Белогорска Станислав Мелюков. - В технических характеристиках муниципального заказа было описание этого кресла: размеры, качество ткани и так далее. Выиграла одна фирма, привезла образцы, а там - тихий ужас. Я говорю: «Мы вложили 100 миллионов рублей в эту школу, а вы хотите, чтобы я поставил ЭТО в концертный зал?». «Ну, я же цену скинул», - слышу в ответ. А зачем? Мы же просили нормальные кресла. Все - расторгли контракт.
Покупать «кота в мешке» приходилось и главе Бурейского района Павлу Штейну.
- Скажем, закупали мы в прошлом году по программе модернизации ЖКХ котлы. Победил один из заводов Сибири и сорвал поставку. И нам пришлось полгода через арбитражный суд добиваться, чтобы хотя бы деньги вернуть, - делится опытом Павел Семенович.
Запретный лот сладок
Если бы на этом закончились все проблемы, которые несет в себе 94-ФЗ. Вот говорят, что он призван развивать конкуренцию. А так ли это? Отчасти да - участвовать и побеждать в аукционах может как крупное предприятие, так и представитель малого бизнеса. С другой стороны, нередки случаи, когда, подстраиваясь под условия конкурса, участник заведомо идет на обман, только чтобы избавиться от конкурента.
- Мы многие конкурсы проигрываем, потому что по цене не проходим, - говорит коммерческий директор Благовещенского молочного комбината Мария Потапова. - Допустим, отпускная цена нашего молока - 28 рублей за литр, мы снижаем ее до 26. А другой участник выставляет по 20 рублей. Ясно, что мы проиграем. Другой вопрос: как может молоко стоить 20 рублей? Можно предположить, что продукция будет некачественная, а ее производитель идет на риск, зная, что приборов на определение наличия в продукции, допустим, растительных жиров в регионе нет.
Используя критерий низкой цены в свою пользу, в торгах участвуют случайные люди, которые решают просто подзаработать. В результате заказчик получает некачественный товар или услугу, а местные производители и поставщики сидят без заказов.
- Так как сейчас заказы размещаются на электронных торгах, участвовать в них может весь земной шар. И зачастую местные предприятия остаются за бортом, потому что не могут конкурировать с более крупными заводами на Урале, в Сибири и Поволжье, - отмечает Павел Штейн. - Например, проводим аукционы на строительство объекта. Выигрывает не местная организация. Получается, мы стараемся, добиваемся денег, проектируем, а выполняет работы сторонняя фирма. В результате район не получает ни налогов, ни рабочих мест.
Медики идут в обход
Длительная процедура - организация и проведение торгов, заключение договора с победителем, ожидание поставки товара - отдельная тема. Хорошо, если речь идет об интерактивных досках для школ - можно и подождать. А что если срочно необходимо закупить лекарства?
- Самая главная проблема 94-ФЗ - для учреждений здравоохранения, оказывающих экстренную помощь, - подчеркивает главный врач Зейской ЦРБ Дмитрий Лисица. - Я же не могу предусмотреть, какого больного мне сегодня привезут: с ножевым или огнестрельным ранением, какая группа крови ему понадобится.
Планировать, кто и когда поступит и в каком состоянии, никто не может, кроме Господа Бога. На то, чтобы приобрести необходимые препараты с помощью электронных торгов, меньше двух недель не уходит. Не может же экстренный больной ждать столько времени.
А выкручиваться и решать проблему с медикаментами приходится, потому что ответственность за здоровье и жизнь пациента, которую несет лечащий врач, заведующий отделением и главврач больницы, еще никто не отменял. Как признался Дмитрий Николаевич, на помощь приходит взаимовыручка.
- А какой еще выход? Заканчивается у меня что-то, я звоню главврачу областной инфекционной больницы. Он мне никогда не откажет, если будет у него возможность помочь, - говорит наш собеседник. - Так же, как и я выручаю с завидной регулярностью Магдагачинский район. Это нормальные вещи, но это не совсем правильно.
Для того чтобы привести все примеры несостоятельности 94-ФЗ, никаких газетных площадей не хватит. В этот закон уже внесено 24 (!) пакета поправок, но и это не помогло залатать все «дыры» в документе. Сейчас жаркие дебаты развернулись вокруг проекта закона о Федеральной контрактной системе, подготовленного Минэкономразвития. Станет ли она спасением в системе госзакупок, покажет время.
Роксана Буркова «АП»