Сегодня на Амуре № 5 (9 февраля) 2011 г.


Обратной дороги нет

 

мунзаказ

 

С 1 января прежняя система проведения государственных и муниципальных закупок в форме открытого аукциона - с бумагами и молотком ушла в прошлое. Вся страна перешла на электронные торги. С нового года начал действовать и единый общероссийский портал, на котором размещается вся информация о государственном и муниципальном заказе в России www.zakupki.gov.ru. Девиз нововведения - прозрачность.

 

ImageНачинать новое дело всегда непросто, а потому заказчикам и участникам электронных аукционов пришлось немало поучиться, чтобы разобраться во всех тонкостях.

 

Переход на он-лайн торги был призван решить системные проблемы с государственными и муниципальными закупками. Во-первых, снизить влияние человеческого фактора и, как следствие, уменьшить коррупционные риски.

 

Во-вторых, при проведении торгов в виртуальном пространстве практически исключается возможность сговора участников аукционов. А вот их (участников размещения заказа) число значительно возрастает. Ведь при новой системе торгов в них может быть задействован любой желающий, независимо от его расположения в момент проведения аукциона, что делает конкуренцию здоровой, а бюджету дает возможность большей экономии при закупках.

 

Для тех, кто желает побороться за муниципальный заказ, главное - получить электронную цифровую подпись и аккредитацию на одной или всех пяти, определенных Правительством России для проведения открытых аукционов, электронных площадках. Белогорск для себя выбрал - ЗАО «Сбербанк - автоматизированная система торгов».

 

- Я считаю, что это наиболее удобная сегодня форма проведения торгов: не выходя из дома или офиса, можно участвовать в аукционе и побеждать, - отмечает начальник отдела муниципального заказа городской администрации Елена Власова. - Сертификат ключа электронной цифровой подписи получают в Управлении федерального казначейства, а аккредитация участника размещения заказа на электронной площадке осуществляется сроком на 3 года.

 

Муниципальные заказчики Белогорска, в том числе и администрация, начали готовиться к переходу на новую систему ведения торгов еще в прошлом году. Почти все специалисты отдела муниципального заказа прошли обучающие семинары на эту тему. В октябре 2010 года подобный семинар администрация организовала и для городских заказчиков - руководителей и специалистов муниципальных организаций и учреждений. Была разработана специальная памятка с подробной пошаговой инструкцией перехода на электронные торги.

 

- 30 декабря 2010 года администрация, как уполномоченный орган, была зарегистрирована на общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru. Первый электронный заказ Белогорск разместил 21 января, - рассказывает ведущий специалист отдела мунзаказа Анна Салмашова. - Предметом аукциона стало выполнение проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция детского сада N2 по ул. Новая, 8». Сейчас на общем сайте заказов зарегистрировано 57 белогорских заказчиков. Это детские сады, школы, больница и другие муниципальные учреждения.

 

- Несмотря на подготовку, проблем избежать все же не удалось, - говорит специалист отдела муниципального заказа Максим Косов. - Мы столкнулись с тем, что сайт размещения заказов, по нашему мнению, еще пока «сырой», он периодически находится в режиме «Регламентных работ», происходят сбои в работе сайта. Кроме того, большинство участников торгов оказались просто не готовы к переходу на новую систему работы. Кто-то вовремя не получил электронную подпись, не прошел аккредитацию на электронной площадке, у кого-то возникли проблемы с программным обеспечением, у кого-то и вовсе нет выхода в интернет. В связи с этим некоторые не могут участвовать в торгах.

 

По мнению специалистов муниципального заказа, слишком мало было дано времени на «перестройку» системы торгов, хотя, конечно, ни для кого это не было неожиданностью. При этом, практика в регистрации заказчиков, уполномоченных органов отсутствовала, получить информационную помощь было не у кого.

 

- Сейчас на едином сайте размещения заказов есть вся информация для заказчиков, в том числе как пройти регистрацию, получить цифровую подпись, - говорит в свою очередь специалист-эксперт отдела административной, правовой и кадровой работы УФК Максим Маврусов. - Мы консультируем заказчиков по все вопросам, но сбои все равно происходят. И чаще всего из-за невнимательности при предоставлении документов на выдачу сертификатов ключа электронной цифровой подписи.

 

- Несмотря на определенные трудности, администрация Белогорска одна из первых по Дальнему Востоку была зарегистрирована на общероссийском сайте размещения заказов, - отметил заместитель главы по экономике Андрей Мусиенко. - Обратной дороги нет. И заказчикам и поставщикам, желающим получать муниципальные заказы, придется учиться работать по-новому. Начинать всегда нелегко.

НазадАрхив