Сегодня на Амуре № 21 (30 мая) 2012 г.


Математики станет больше

 

образование
 

В следующем учебном году в расписании школьных уроков математики информатики обещает стать больше. Соответствующий указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» недавно подписал президент.

 

Как пишет Российская газета, которая опубликовала документ, одна из главных задач на ближайшие годы - усиление преподавания математики в школах и вузах. Планируется, что к 2013 году будет подготовлена концепция развития математического образования.

 

- И тогда все школьники сразу станут великими математиками, - не без сарказма комментируют эти начинания отдельные белогорские педагоги.

 

Тем не менее, в правительстве провели анализ и сделали вывод, что высокие результаты на международных олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах наши школьники показывают, но в целом знания по математике в школе, увы, снижаются. В 2011 году 5 процентов школьников завалили ЕГЭ, не набрав даже минимального балла. А средний балл по этому предмету был всего 47. Причина в том числе и в низком уровне преподавания, говорят в правительстве.

 

Вместе с тем, обещают чиновники, продолжится работа над тем, чтобы сделать ЕГЭ наиболее объективным способом оценки знаний. Уже к июню 2012 года будет готов перечень мер, которые помогут выявлять и поддерживать одаренных школьников. Большое значение теперь будет придаваться развитию дополнительного образования. Ожидается, что в математических кружках, на факультативах и элективных курсах математической направленности будет заниматься до 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Впрочем, в это число обещает войти все дополнительное образование, направленное на естественно-научное направление. Существует мнение, что в большинстве центральных регионов России таких занятий остро не хватает. В кружки химии, математики, физики родители стоят в очередь.

 

- В каждой школе должны быть кружки математики, физики, информатики, - считают в Министерстве образования и науки. Желательно, чтобы там было не больше 8-10 человек. В этом случае занятия будут эффективными. Мол, чтобы выпускать сильных математиков, в профильных классах должно быть не меньше 8 часов математики в неделю. И непременно, разумное число учеников, поскольку учить одновременно 25-30 вундеркиндов трудно. Какой выход будут искать чиновники, чтобы решить вопрос и выполнить указ президента, остается только предполагать.

 

Между тем, в Белогорске, как выяснилось, с математикой больших проблем нет. Как говорит начальник отдела общего образования комитета по образованию и делам молодежи» Ирина Кулыгина, в большинстве школ города уже с младших классов математики не менее 4-5 часов в неделю. Кроме этого, в учебный план входят бесплатные факультативы и индивидуальные - групповые занятия по этому предмету.

 

- К примеру в школе N200 и сейчас с 5 класса ученики углубленно изучают математику, - рассказывает Ирина Кулыгина и поясняет, что две белогорские школы - первая и двухсотая - имеют статус учебных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. В расписании уроков у них как минимум 4 часа в неделю плюс еще четыре часа в предпрофильных и профильных классах.

 

- Считаю, что математическая подготовка в школах города на должном уровне, - рассказывает Ирина Кулыгина. - У меня дочь в прошлом году окончила школу N200, где проходила обучение в физико-математическом классе. Теперь она учится в высшем учебном учреждении и в математике показывает одни из лучших результатов на своем курсе. Поэтому считаю, что подготовка у нас вполне достойная.

 

Родители школьников берутся рассуждать не только про математику. Смотрят на вопросы образования вкупе с теми изменениями, которые произошли за последние два-три года и не перестают возмущаться.

 

- Что делается? - размышляет одна из мам пятиклассника. - То число часов на дисциплину сокращаем, то увеличиваем. То число детей в классе оптимизируем... Теперь, оказывается, поняли, что много детей в одном классе учить сложно. Сплошные шатания из стороны в сторону.

 

- Мой ребенок в 1 классе, и я с ней не успеваю отработать одну тему, как уже гонят другую, и получается, что знания не закреплены, - рассказывает про изученный опыт еще одна родительница. - Через несколько дней дочь все забывает. Эх, была же добрая старая советская система обучения... зачем все переделали? В моем классе все знали математику на достаточно высоком уровне, а вот моему ребенку, боюсь, это не грозит.

 

У педагогов свое мнение на этот счет. И некоторые из них высказывают его очень эмоционально.

 

- Я бы предложила, в первую очередь, пересмотреть программы в начальной школе. В пятый класс дети приходят с недостаточными математическими навыками. Даже таблицу умножения знают единицы. В лучшем случае некоторые правила выучены наизусть безо всякого осмысления. И не надо все валить на низкое качество преподавания - господа министры сами вынудили многих учителей понизить это качество. Все эти мониторинги, тестирования... Времени забирают много, а толку - ноль. В последнее время стало модой во всем обвинять учителей. А вы попробуйте поработать в современной школе, вот тогда и поговорим!

 

В свою очередь, в комитете по образованию очень сдержанно говорят, что с нетерпением будут ждать методических рекомендаций. Мол, пока с трудом представляется, где нужно добавить часы математики и как это сделать, чтобы не увеличивать нагрузку на школьников, но при этом воспитывать исключительно подкованную в цифрах молодежь.

Анна Нурадилова

НазадАрхив