Сегодня на Амуре № 22 (6 июня) 2012 г.


Должников разрешили выселять

 

разбор полетов
 

Тысячи дел в отношении должников теперь могут быть благополучно разрешены. Расплатиться с кредитом или задолженностью за ЖКУ судебные приставы могут заставить за счет продажи дома или квартиры, даже если жилье единственное.

 

Такую позицию занял Конституционный суд, обязав законодателей внести необходимые поправки в законодательство.

 

Про выселение должников из квартиры стращалось уже не раз. Однако на деле получалось, что собственника единственной квартиры или дома выселить за долги было не так уж просто. Это еще раз подтвердило судебное дело жительницы Уфы, попытавшейся вернуть 3 млн рублей, которые она дала в долг несколько лет назад. Как пишет РГ, оно и послужило примером для всех остальных должников и взыскателей.

 

Как известно, суть показательной истории такова: должник деньги вовремя не отдал, и по решению суда уже три года с его пенсии удерживалось по две тысячи рублей. Такими темпами погашение всей суммы растянулось бы на 125 тысяч лет. Других источников, чтобы расплатиться по займу, у должника-пенсионера не было. Но при этом был дом площадью более 300 кв. метров и стоимостью не менее 10 млн рублей. Женщина попыталась отсудить часть дома в счет невозвращенной суммы. Сначала она проиграла. Понятно, что такая ситуация ее не устраивала, и после череды судебных разбирательств заявительница в конце концов обратилась в Конституционный суд.

 

Там ее поддержали. Фактически Конституционный суд счел возможным ограничить иммунитет на единственное жилье должника, если у него нет иных средств и имущества для погашения долга. То есть такое жилье можно рассматривать как имущество, подлежащее изъятию для погашения долга.

 

Безусловно, выгонять человека на улицу все равно нельзя. То есть, принимая решение о продаже жилья, суд должен руководствоваться его размерами и стоимостью. Проще говоря, если площадь дома или квартира больше социальной нормы, кредитор или взыскатель долга получает право претендовать на «излишки». Правда, только если доходы должника несоразмерны его обязательствам, и иных источников погашения задолженности, кроме жилья, у него просто нет.

 

Теперь законодатели должны определить границы имущественного иммунитета и предусмотреть гарантии сохранения жилищных условий для должника и его семьи. Как прокомментировали в Комитете по жилищной политике и ЖКХ правительства РФ, поправки в законодательство будут внесены в ближайшее время.

 

- А у нас общий долг неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги достиг более 180 миллионов рублей, - рассказывают в Белогорской управляющей компании и, безусловно, одобряют идею с возможным выселением.

 

- Правильное решение, - признают и судебные приставы, выражая надежду, что, возможно, эта мера позволит наконец избавиться от неисполненных исполнительных листов.

 

Здесь поясняют, что на взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги в суд направлено более трех тысяч исковых заявлений с общей суммой более чем на 100 млн рублей. Это иски в отношении тех, у кого задолженность за ЖКУ более трех месяцев, и часть из них уже рассмотрена.

 

- Когда по-хорошему с должниками не получается, приставы могут применить и строгие меры: наложить арест на банковский счет, ограничить право выезда за пределы страны, направить исполнительный лист по месту работы для принудительного удержания части зарплаты должника и тому подобное, - в который раз напоминают судебные приставы-исполнители.

 

Об этом, кстати, многие уже знают. Постепенно в этой части от слов перешли к делу, так что, сомневаться не приходится. А теперь выходит, в ведомстве всерьез заговорят о возможном выселении.

 

- Крайняя мера при взыскании долгов по коммунальным услугам - это арест жилья и выселение, - говорят приставы. - Поэтому гражданам, которые не хотят расставаться с нажитым имуществом в принудительном порядке, следует позаботиться об уплате долгов в кратчайшие сроки и впредь их не накапливать.

Анна Нурадилова

НазадАрхив