Сегодня на Амуре № 25 (27 июня) 2012 г.


Синдром «детского дома»

 

ситуация
 

Не так давно в своей программе известный телеведущий Андрей Малахов пытался найти ответ на вопрос: «Почему детей-сирот расселяют в сараи, бараки и приюты для бомжей, и куда исчезают 33 кв. метра, положенные им по закону?» Это частая тема эфира центрального ТВ. В Белогорске детей-сирот расселяют в отремонтированные квартиры, зачастую с евро-ремонтом. Однако некоторые там жить не желают и уже сами устраивают приюты для асоциальных личностей. А еще они считают, что «им все всегда должны».

 

Жизни и судьбе большинства детей, оставшихся без попечения родителей, не позавидуешь. Хотя у последних все-таки есть хоть небольшая, но надежда на то, что мама когда-нибудь их заберет. У детей-сирот такой надежды нет. Эти ребята с детства знают, что если не появятся в их жизни опекуны или люди, которые их усыновят, им придется выживать в условиях детского дома. Впрочем, большинство ребят, особенно тех, кто находится в казенных стенах с рождения, привыкают к этой жизни. И как говорят социальные педагоги, по достижении совершеннолетия не хотят покидать родное социальное учреждение. Боятся.

 

Все дело в том, что в детских домах и интернатах ребята-сироты и лишенные родительской опеки живут преимущественно до 14-16 лет. До этого возраста, если им не посчастливилось попасть в хорошую семью, они находятся под опекой государства. Эта опека выражается не только в предоставлении крыши над головой. Таким детям покупают одежду, игрушки, школьные принадлежности и другие вещи. При всех трудностях, прежде всего, психологического и социального плана, такие ребята более или менее обеспечены всем необходимым для жизни.

 

- И у них порой есть такие игрушки, которых нет у ребенка из благополучной, но малообеспеченной семьи, - рассказала начальник отдела опеки и попечительства Елена Ищенко. - Чтобы купить одежду, девочки и мальчики идут на рынок вместе с воспитателем и выбирают не просто так, а чтобы модно было.

 

Все это, конечно, хорошо. Но как говорят сотрудники социальной сферы, долгое пребывание в детском доме формирует у воспитанников мировосприятие, в корне отличающееся от детей, росших в семьях. Детдом учит жить коммуной с ее постоянной борьбой за «свое» и формирует потребительские привычки. Некоторые дети уверены, что обеспечивать их будут всегда, иначе просто не бывает. А кто эти вещи или продукты питания будет предоставлять, государство или конкретная нянечка тетя Маша, об этом ребята даже не задумываются, так как не знают другой модели жизни.

 

Когда наступает час покидать стены уже ставшего родным детского дома, каждый сам решает, каким путем ему идти. В свою очередь, по закону дети-сироты имеют право на получение жилья. И как отметил на одном из совещаний премьер-министр России Дмитрий Медведев: «В ряде регионов ситуация в этом плане обстоит неплохо, однако в других - гораздо хуже».

 

В передачах по центральному ТВ это «гораздо хуже» мы иногда видим. Хуже заключается в том, что детям-сиротам в некоторых городах дают жилье, совершенно непригодное для этой цели. С протекающей крышей, разбитое, а иногда и без коммуникаций.

 

В Белогорске к этому вопросу подходят по-другому. По словам Елены Ищенко, прежде чем вручить такому ребенку ключи от нового жилья, в квартире обязательно делают ремонт. На протяжении трех последних лет ключи вручают глава города Станислав Мелюков и его заместитель по социальной политике Галина Бурмистрова. В торжественной обстановке детям вручается сертификат на жилье и подарок в дополнение к быту. Стоит заметить, что только в прошлом году для детей-сирот было приобретено 50 квартир. В 2012 - уже двенадцать. К слову, квартиры получили не только дети-сироты из Белогорска. Устав ждать в родном городе или районе квартиры, некоторые дети приезжают к нам с просьбой обеспечить их жильем. Большинство заходят в отремонтированную квартиру с глазами, наполненными радостью. Хотя есть совершенно иная практика. Был случай, когда девочка-сирота, наоборот, стала предъявлять претензии. Ее не устроила расцветка обоев, которыми поклеили зал. Были и такие, кому хотелось, чтобы на полу был не линолеум, а ламинат. Высказывая претензии, таких ребята утверждают: «Вы мне должны».

 

Но это маленькая проблема. У большинства таких детей после заселения в новенькую квартиру, по словам соседей, чуть ли не ежедневно «происходят шалманы, и звучит громкая музыка до самого утра». Кроме того, в квартирах, кроме хозяина дома, кого только не бывает. Елена Ищенко это называет синдромом детского дома.

 

- Они привыкли жить группой, - пояснила начальник отдела опеки. - Что их всегда много и поэтому, заселяясь в квартиру, зовут других воспитанников к себе в гости. Последние порой остаются и ночуют.

 

Соседей такой «синдром» совершенно не устраивает, и они обращаются с жалобами к участковым, в администрацию и непосредственно в отдел опеки.

 

Еще один момент, который считается немаловажным, это то, что некоторые сироты не платят за новое жилье. В связи с таким положением дел на заседании административного совета, который состоялся 13 июня, глава Белогорска Станислав Мелюков обязал отдел опеки провести комплексное обследование жилья, в котором проживают дети-сироты.

 

21 июня вместе с начальником отдела детей-сирот решили посетить и корреспонденты телекомпании «Город-ТВ» и газеты «Сегодня». Заранее было запланировано посещение 9 квартир в домах, расположенных в районе базы-57. Но только в одной из них удалось застать хозяйку дома. Девушка, несмотря на почти обеденное время, еще спала. Она сообщила о том, что не работает, так как ее содержит сожитель, проживающий с ней в этой же квартире. Что же касается квартиры, то она выглядела вполне ухоженной. Можно сразу сказать, что в быту Виктория вполне хозяйственная. Вместе с Викой в этом же подъезде должна проживать еще одна девочка-сирота - Дарья. Однако, по словам ее соседки, девушка появляется на квартире изредка. Зато в ней живет взрослый мужчина и его сын, как выяснилось, Дарьины родственники.

 

Двери в остальных квартирах, которые обследовали участники рейда, никто не открыл.

 

- Или нет дома, или специально не открывают, - предполагала Елена Ищенко.

 

Зато реагировали соседи.

 

- Это ужас какой-то, - возмущалась одна из женщин. - У них постоянно громкая музыка, крики, пьяные потасовки. Да вы посмотрите на их дверь. Ручку частые гости оторвали.

 

Впрочем, некоторым гостям ручка и не нужна. Они посещают квартиру второго этажа, где проживает еще одна девочка-сирота, через балкон.

 

- Сначала лезут по решетке балкона на первом этаже, а потом, цепляясь руками за балкон второго этажа, грязными ногами лезут по стене, - продолжила возмущаться соседка.

 

От таких «прогулок» стена между двумя балконами вся в грязных следах от обуви.

 

Застать хозяйку «квартиры для гостей» не удалось. Ей, как и другим, Елена Ищенко оставила в двери письмо-предупреждение. Согласно ему, дети-сироты обязаны «обеспечивать сохранность жилого помещение, своевременно вносить за него плату и проживать в данной квартире».

 

Последнее соблюдают далеко не все жильцы.

 

- Мы выяснили, что некоторые из них, преимущественно неработающие, сдают жилье, а сами проживают неизвестно где, - рассказала Елена Ищенко. - Недавно был инцидент, когда соседи пожаловались на парня-сироту, который сдал квартиру неблагополучной семье. Они там тоже устраивали «праздники» и нарушали общественный порядок.

 

Комплексное обследование всех квартир, где проживают дети-сироты, должно завершиться уже в июле. Затем, по результатам обследования, разработают соответствующие предложения по решению данной проблемы.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив